Август 20, 2019

Альметьевск претендует на звание арт-столицы Татарстана

Версия для печати
Уже второй год в нефтяной столице Татарстана реализуется уникальный проект “Сказки о золотых яблоках”. Об очередных реализованных этапах необычной задумки рассказали журналистам в ходе пресс-тура в Альметьевск.

Проект «Сказки о золотых яблоках» – это эпос об истории Альметьевска и его жителях, перенесенный на стены зданий и соединенный общим маршрутом. Все работы, выполненные художниками, представляют собой фрагменты общего культурно-исторического наследия Татарстана.

Историей перевоплощения Альметьевска поделился с корреспондентами DragonNews ведущий специалист пресс-службы компании «Татнефть» Ильшат Мингараев:

«Сейчас город переживает культурную перезагрузку своей истории. Альметьевск был создан как поселок нефтяников, был рассчитан на 10-12 тысяч человек. Это был серый городок. Мы приняли решение, что если мы здесь живем, здесь жить нашим детям и последующим поколениям, то город должен быть красивым. Три года назад у нас появился первый объект «Золото Татарии», а на данный момент существует уже двадцать объектов».

Основатель исследования стрит-арта Полина Еж рассказала о самой первой арт-работе в Альметьевске:

«Сейчас идет второй сезон, всего запланировано пять сезонов программы. В 2017 году мы сделали первую работу в Альметьевске – роспись здания парковки, которое видно с трех улиц. Это работа дуэта Hoodo – переосмысление картины Хариса Якупова «Золото Татарии». Также сюда вплетена нить сказки про золотые яблоки, которая в последствии дала название программе. В архитектуру забора легло каллиграффити канадского автора Карима Джаббари – текст на разных языках из сказки о золотых яблоках».

Нынче планируется создать еще 10 объектов.

В программе уже есть целая готовая серия работ, посвященная истории татарской письменности – «Әлифба». Шесть стен зданий по улице Строителей – это страницы букваря с оригинальными татарскими буквами:  Ә, Ө, Ү, Җ, Һ.

Каждая картина на стене здания имеет свой смысл и посыл автора. Дмитрий Fatum из Киева, автор работы «Әлифба», создал простой и понятный образ передачи памяти поколений через родной язык. На фоне типичного татарского пейзажа расположились вокруг азбуки учитель и ученики. Образ учителя отсылает к великим татарским просветителям 19 века, а дети выглядят абсолютно современно.

Наталья Пастухова, художник из Екатеринбурга, выбрала слово «Үстерү/Растить».

«Она изобразила это слово в своем понимании в виде двух лошадей – молодая семья, которая взращивает свою любовь. Стилю Натальи присущи  растительные мотивы, геометрия. На эту работу у нее, благодаря помощникам, ушло два рабочих дня».

На стене дома на противоположной стороне улицы казанская художница Гузель Гарипова изобразила свое слово – «Һөнәр/Умение».

«Гузель – иллюстратор, она иллюстрирует очень много детских книжек. Слово «умение» для нее, как она сказала, означает какие-либо таланты. На стене она изобразила детей и своеобразный Сабантуй будущего: множество участников-детей, которые демонстрируют различные задания для конкурсов – хождение по наклонному бревну, влезание на верхушку столба за петухом, бой мешками, бег с куриным яйцом в ложке, куреш и т.д. Современные дети делают это, не слезая со своих велосипедов, самокатов и скейтбордов, соревнуются – кто быстрее, кто ловчее. Для Гузель Гариповой это была первая такая монументальная работа».

Алексей Kislow, художник из Севастополя, изображал свое понимание слова «Өй/Дом».

«Это идеальный дом, в котором может жить сразу несколько поколений. Татарские дома всегда очень яркие, это связано с тем, что основную часть в нашей полосе занимает зима, и очень мало цвета, ярких красок, солнца. Потому дома окрашивают в яркие цвета. Во-вторых, это окна. По традиции три окна, которые выходят на улицу, украшены ажурными наличниками и имеют светлый цвет. Третья отличительная особенность – это палисадник, который располагается перед домом. Вообще художник Алексей Kislow добавил очень интересную деталь – двух котов на крыше дома. У них человеческие лица, таков особый стиль автора».

Задача расписать слово «Җир/Земля» была дана художнику из Серпухова Роману Мураткину.

«Роман создал монументальную жанровую работу, изобразив сценку из татарского сельского летнего праздника. Люди под предводительством гармониста песнями отмечают окончание большого труда. Деревенские народные праздники, завершающие крупные этапы земледельческого цикла были неотъемлемой частью крестьянской жизни, как во времена наших дедов, так и теперь. В своей работе автору удалось ухватить не только эпизод из жизни, но и указать на уникальную песенную татарскую традицию. Центральное место занимает образ гармониста, показывающий место музыканта и гармонии в народной татарской музыке и жизни простых людей. Также Роман изобразил силуэт нефтяной вышки в далях альметьевского пейзажа».

Всемирно известный татарский художник-муралист Рустам Салемгараев (Qbic) создал работу о слове «Әкият/Сказка».

«В этой работе художник отобразил свой личный родительский опыт, потому что во время работы у него родился сын. Мы можем проследить движение души в этой работе, как ребенок открывает ключом сердце героя произведения и как его голова взрывается цветами, он буквально расцветает».

Конечно же, в программе проекта есть не только серия букв татарского алфавита. Стены одной котельной также были отведены на роспись московским художником. Артем Стефанов иллюстрирует теорию происхождения нефти.

«Нет единой теории, откуда берется нефть. Самые распространенные предположения – разложившиеся останки древних животных и растений или же результат химической реакции после падения метеоритов. Предполагают, что Альметьевск и нефтяной регион был побережьем древнего моря, где некогда был мир, который сильно отличался от нашего. Именно эти темы стали основой для произведения Артема Стефанова».

Исполнительный продюсер Института стрит-арта в Санкт-Петербурге Ксения Пискунова рассказала, что планируется совмещение арт-объекта с дополненной реальностью, то есть арт-объект можно будет увидеть при помощи мобильного приложения:

«Дополненную реальность мы планируем запустить в сентябре ко Дню нефтяника. Она будет рассказывать о теории происхождения нефти».

Также планируется сделать часть котельной общественной, чтобы работа Артема Стефанова была оценена не только сотрудниками предприятия, но и жителями Альметьевска, гостями города.

Регина Хафизова, Екатерина Царева

Close
loading...