Сентябрь 22, 2019

“Одесса” Тодоровского – холера и запретная любовь

Версия для печати
В прокат вышел новый фильм Валерия Тодоровского «Одесса». Режиссер снял картину, опираясь на свое одесское детство.

Действие разворачивается в августе 1970-го в большой одесской семье Давыдовых. К пожилым родителям Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне в отпуск приезжают дочери Мира и Лора со своими мужьями. Третья дочь тоже обещает быть, но из-за работы вынуждена отложить приезд на пару дней, и отправляет к родителям мужа Бориса и сына Валерика. Тут-то и происходит переломный момент – в городе объявляется карантин из-за холеры. Выезд запрещен. Все жители, в том числе и москвичи Борис и Валера, становятся его заложниками.

Поначалу кажется, что картина «Одесса» будет посвящена выживанию, борьбе с болезнью. В голове уже рисуются грустные и трогательные сцены смертей героев, их слез и горесть. Однако все совсем не так. Холера лишь косвенным образом действует на героев фильма, и заставляет их открываться с новой стороны. Чего здесь только нет: запретная любовь, измены, проблема отцов и детей, свободы творчества. Как будто каждый герой вдруг подумал: «Нам все равно суждено умереть от холеры, чего мне ждать» и решил воплотить все, чего не мог сделать раньше.

Жизнь героев по ходу фильма меняется раз и навсегда. Вскрываются тайны, в них просыпаются новые чувства, меняются приоритеты, предаются принципы. Людей из начала фильма к концу уже не узнать.

Самое яркое перевоплощение происходит с Борисом. Это простой москвич-журналист, женатый человек и отец 8-летнего сына, который просто приехал погостить к родственникам супруги. Но холера заставляет его резко переменить свое отношение к жизни. Борис вдруг понимает, что он умирает духовно. И лишь с 15-летней соседской девчушкой Иркой он, наконец, становится «живым».

Две взрослые дочери Мира и Лора тоже оглядываются на свою жизнь и осознают, что она зашла в тупик. Мужья так ни в чем себя не реализовали, а жилищный вопрос вовсе заставляет всех рассориться и ненавидеть друг друга.

Пожилые родители понимают, что всю жизнь горбатились и отдавали лучшее детям, а по итогу все остались обделенными и обиженными. Всплывает и национальный вопрос.

Семья то и дело ругается, причем вдребезги, желает друг другу смерти. Но по итогу на следующее утро все спокойно собираются за столом на завтрак, как будто вчера ничего и не было.

Фильм «Одесса» интересен вначале, когда конфликты лишь завязываются. Но ближе концу решения так и не появляются. Проблемы только мусолятся и ни к чему не приводят. На протяжении всего просмотра зрителя терзает чувство несвязности. Как будто фильм делится на несколько серий и непонятно – о чем же все-таки эта картина?

Так и не ясно, почему же Борис влюбился в эту девочку. Не говорится ни об его отношениях женой, ни о какой-то особенности Ирки, непонятно даже что это – искренняя любовь или просто запретная страсть. Будто мужчине просто было скучно, а на горизонте нарисовалась веселая соседка, из-за которой он теперь готов расстаться с прежней жизнью.

Апогеем безрассудства стала сцена обнажения женщины перед глазами Валерика. Такого уж точно зритель никак не ожидал. Что хотел этим донести автор – не ясно. Но как рассказал сам Тодоровский, подобное приключилось с ним в детстве.

Одесса в фильме тоже размытая, второстепенная. Оно и понятно – основная часть съемок прошла в павильонах “Мосфильма”, Сочи, частично в Таганроге и Ростове-на-Дону. События происходят в доме семьи Давыдовых. Жилье очень похоже на то, что было в сериале «Ликвидация». Сами герои больше говорят на русском и идише, лишь изредка можно встретить украинские фразы.

В целом в глаза несколько раз бросались предметы, которые вряд ли существовали в 70-х. В один момент даже проскользнул на экране стакан, подозрительно похожий на тот, что сейчас дарят в «Макдоналдсе».

Что касается игры актеров, Леонид Ярмольник и Ирина Розанова были на высоте, отличное у них вышло перевоплощение в стариков. Словно они не играли, а жили жизнями своих персонажей. Розанову так и вовсе можно узнать не сразу. Сутулая, с трясущимися скрюченными руками, морщинистая старушка то и дело разбавляла накал страстей своими смешными из-за простоты и наивности фразами. «Хочешь кушать?» – твердила она, когда единственное чего хотел герой – умереть.

Остальные же персонажи не особо выделялись, они так и остались лишь знакомыми образами.

Регина Хафизова, Екатерина Царева

Close
loading...