Октябрь 20, 2019

Балетный хип-хоп, или Весна снова в Казани

Версия для печати
В ТЮЗе им.Кариева состоялась премьера балета “Весна священная”. Спектакль камерного балета “Пантера” был поставлен Наилем Ибрагимовым. Над этой постановкой он работал год.

Первым постановщиком этого балета был Вацлав Нижинский – русский, но с польскими корнями танцор и хореограф, новатор в своей профессии. “Весна священная” как раз является его самым новаторским балетом, который по сей день популярен по всему миру. Но сначала он был высмеян в театре Елисейских полей в Париже.

В основу балета лег сон Стравинского (композитора балета). Но сам полноценный сюжет как таковой отсутствует – композитор сообщил, что это светлое воскрешение природы: на рассвете племя собирается на весенний праздник с танцами, плясками, весельем и возбуждающими всех играми. Сначала происходят умыкания и женские хороводы, а потом мужчины показывают свою силу. Завершение праздника осуществляется со старейшими и проводится “Выплясывания земли”. А темной ночью женщины избирают ту самую жертву, она в свою очередь предстает перед богом и заступается за свое племя.

Сюжет “Весны священной” в изображении труппы балета “Пантера” непонятный, только в конце можно увидеть некое жертвоприношение. Но стоит отметить, что в самих танцах было заметно и слияние с природой, и языческие элементы. Самое интересное, что все это представлено современным балетным танцем, который был поистине хоровым. Если обратить внимание на костюмы, то они стали намного проще, у женщин длинные слоенные платья темных тонов со свисающими элементами, похожие на маленькие веревки. У мужчин рубахи и штаны, в таких же тонах с такими же деталями.

В этом балете появляется новый предмет – обруч, он присутствует во всех сценах и в каждой играет определенную роль, например, в жертвоприношении обручи стали одним целом и создали некую клетку для героини.

Удивило, что в балете появились тексты древних славянских языческих молитв, которые были исполнены танцорами, такой фрагмент очень редкий для такого вида сценического искусства.

Также зрителям удалось не только насладиться балетом на музыку И.Стравинского, но и увидеть выступления французской танцовщицы, хореографа современного хип-хопа Жанн Галуа – “p=mg” и “Compact”.

Жанн Галуа родилась в 1988 году в семье музыкантов. В 15 лет, обучаясь на 10 курсе музыкальной консерватории, она вдруг неожиданно открывает для себя хип-хоп танцы, и это становится ее страстью. Со временем она создает свой стиль: ей удается соединить стилистику хип-хопа с контемпрорари.

В 2012 году Жанн написала свою первую сольную пьесу “p=mg”, за которую 9 раз была удостоена национальных и международных премий: приз Парижского фестиваля молодых талантов, премия Бомарше, приз фестиваля танцевальных спектаклей-соло в Штутгардте, а также призы фестивалей Канарских островов, Иерусалима, Гданьска.

Идея пьесы “P=mg” заключается в бессознательном психологическом весе, что тянет нас вниз и не дает нам расти, развиваться, тормозит наш прогресс. Тело прогибается под натиском давления гравитации, но продолжает сопротивляться. И вот наконец танцор поднимает руки к небу и тянется вверх изо всех сил, будто пытается вознестись над сценой. Спектакль завершается эффектно: руки движутся быстро, как лопасти вентилятора, и уже перестают полноценно улавливаться взглядом. А оранжевый свет падает на динамично движущееся тело и превращает руки в пламя.

В 2016 году Жанн создала дуэт “Compact”, который исполняется совместно с  Рафаэлем Смадиа. Два тела движутся в танце, не отрываясь друг от друга, словно намагниченные. Они все пытаются разъединиться, но у них не выходит. Так и перекатываются по сцене, переплетаясь друг с другом и ногами, и руками. Они не разрываются ни на мгновение в течение практически всего спектакля. И вот в конце вдруг два тела стоят в разных углах сцены, порознь. Стоят, шатаются и смотрят друг на друга, тяжело дыша. Единственное, что было слышно в зале в тот момент, это тяжесть их дыхания. Но как оказалось, та свобода, к которой они так стремились им и не нужна вовсе. А потому они бегут навстречу друг к другу и соединяются вновь.

Отметим, 5 и 6 ноября в Казани пройдет III Фестиваль современной хореографии #StagePlatforma. Программа мероприятия включает в себя танцевальные мастер-классы и открытые лекции, посвященные искусству contemporary-dance.

Регина Хафизова, Екатерина Царева

Close
loading...