Декабрь 12, 2018

«Фантастические твари»: ностальгия с американской присыпкой

Версия для печати
Спустя годы детективов для взрослых и клятвенных обещаний завершить полноценную работу над историей Гарри Поттера, Джоан К.Роулинг наконец одарила фанатов целым годом волшебства: вчера по миру, в том числе в Казани, прошли предпремьерные показы нового фильма «Фантастические твари и где они обитают» – первой из пяти частей о приключениях автора будущего школьного учебника Гарри.

В Казани предпоказ состоялся на экране IMAX в 3D Port Cinema в КРЦ «Ривьера». По традиции публику не сразу завели в зал, а устроили перед этим небольшое 40-минутное шоу с викториной по знанию будущего фильма, танцевальным номером от арт-лаборатории «Делириум» и возможностью прикупить вещички из арсенала заядлого поттеромана, бишь волшебные палочки некоторых персонажей, шарфы факультетов, символические украшения и т.д. Зал открылся, толпа расселась по своим местам и наступила почти идеальная тишина.

Мало кто мог однозначно высказать свои ожидания от предстоящей киносаги Мамы Ро: подавляющее большинство любителей книг о юном волшебнике опасались «конвейерности», которой за версту тянет от современных ремейков, спин-оффов (ответвлений – прим.ред.), предысторий и продолжений. Шутки о неспособности писать вне волшебного мира и опустошенном кошельке Джоан стали плодиться в соцсетях с еще большей скоростью, когда после первых показов другого крупного проекта по миру Гарри Поттера, пьесы «Проклятое дитя», фанаты узнали, что под великолепным визуальным представлением кроется, мягко говоря, неканоничный сюжет. Казалось бы, да, страхи подтвердились. Однако из безграничной любви фанатов к Роулинг и ее миру в сообществе по-прежнему теплились почти необъяснимые надежды на хорошую, качественную историю. Сюжетные дыры пьесы списали на малую роль в проекте у самой писательницы, а вот к ее режиссерскому дебюту относились с воодушевлением.

Полученное в итоге, надо признать, не разочаровало: по завершению киносеанса зал аплодировал охотно и долго.

«Фантастические твари» – это своеобразная смесь ваших детских воспоминаний из фильмов и книг о Гарри с гангстерскими фильмами об Америке первой половины XX века, смесь фирменного юмора мира волшебства с той же фирменной темой детства – правда, с ракурса повыше, да и чуточку помрачнее. Это необычное сочетание, тем не менее, выглядит более чем гармонично: будто на картинки Америки 20-х годов наложили фильтр с волшебными эффектами. Так, известная еще с трейлеров сцена в подпольном магическом баре не вызывает сомнений в том, что американские маги, в отличие от британских, живут в ногу со временем, одеваясь по моде и не чураясь использовать идеи «немагов».

Сюжет фильма лучше всего назвать предисловием к готовящимся четырем частям – он открывает основную и побочные линии, представляет нам персонажей, буквально на минуточку показывает антагониста всея саги – Гелберта Грин-де-Вальда – бывшего лучшего друга Альбуса Дамблдора – в исполнении Джонни Дэппа. Тем не менее, в фильме есть и завершенная логическая цепочка, раскрывающая события Нью-Йоркского конфликта магов с немагами, и полное раскрытие некоторых персонажей. Есть среди всех событий и те, что были очевидны, и вполне внезапные повороты – способность Роулинг заинтриговать читателя на страницах своих книг, к счастью, сохранилась и с переносом ее творчества на большой экран.

Возможно, смесь реальной картинки и мира писательницы (как раз идеальное описание глобальных событий фильма) – в некотором роде рефлексирует историю ХХ века. Если в истории о Гарри все происходит в мире магов, лишь редко и ненадолго возвращаясь к магглам, Ньют и компания чаще прыгают в метро и на небоскребы, нежели появляются в классических магических драпировках.

Кстати о героях – они, как раз, своеобразная дань уважения образам будущего поколения. Здесь есть и местная Полумна Лавгут, и немаг-Рон Уизли, стремящийся открыть собственную пекарню.  Будущая жена Ньюта, Порпентина Голдстейн, мало похожа на Гермиону, но определенно разделяет ее решительность и отвагу, тогда как сам Саламандер, сыгранный оскароносным Эдди Рэдмейном, создает впечатление отвыкшего от кучи людей вокруг Айболита, которому по стечению обстоятельств и колоссальному знанию о природе зверей приходится спасать Нью-Йорк от мрачной и неспособной себя контролировать напасти.

Сами фантастические существа – обитатели чемоданчика мистера  Саламандера – одновременно становятся и предысторией главного героя, и его мотивами к включению в общий водоворот событий, и инструментом в борьбе… Помимо комической функции, делимой с местным Роном, они задают динамику событий на протяжении почти всего фильма, почти в одиночку тащат антураж именно светлых моментов времен Хогвартса. В общем, зверькам от мала до велика уготована чуть ли не половина внимания, по идее отдаваемая основным персонажам. Они своеобразно срослись с личностью Ньюта – а он, в свою очередь, выучил многие повадки из их поведения (брачные танцы, например).

Неожиданной остается и концовка вступительной части новой саги – в ней, помимо названных закрытых и лишь начатых линий, оставлена парочка неясных, от которых в голове возникает мысль «Неужели все? Быть того не может!»

Вердикт, если можно давать его предисловию, таков: пойти на «Фантастические твари и где они обитают» однозначно стоит и тем, кто готов окунуться в знакомый мир со старой, полюбившейся, но слегка изменившейся атмосферой, и тем, кто рассчитывает на новую, достойную предшественников главу о мире волшебства.  На данный момент зрителю даже не задан примерный маршрут будущих событий – лишь мотив будущей борьбы. Так, наверное, было и с Гарри, когда после первых фильмов мы лишь знали, что Волан-де-Морт набирает силы, а самому мальчику предстоит очередной год в школе Чародейства и Волшебства Хогвартс-Шмогвартс.

Автор: Камилла Закирова

Close
loading...