С самого начала профессор развеял иллюзии студентов об объективности: “Любой текст, который появляется в медиапространстве, на кого-то влияет и обслуживает чьи-то интересы. Поэтому от современных журналистов не ждут, что они будут писать то, что хотят они сами. От вас ждут выполнения указаний, причём нужно делать быстро, красиво и талантливо”. А указывают журналистам, по мнению Иосифа Михайловича, власть, участники бизнеса и некоммерческие организации. У всех у них есть свои интересы, транслировать которые должен журналист – осознанно или неосознанно.
Вторая часть была посвящена мишеням массовой коммуникации. Любое воздействие со стороны СМИ направлено на 4 архаические (врожденные) элементы человеческой личности: язык, картина мира, общественное мнение, эмоции. Профессор привёл личный опыт: “Я был в Германии. Там по телевизору показывают культуру и мирные новости. Никакой крови и убийств. Единственное, показывали американский фильм “Миссия невыполнима”, – отшутился Дзялошинский. – Приехал в Россию – тут снова кровь, убийство и война. Это ведь с ума сойти! Мы в Высшей школе экономике однажды провели опрос – чего бояться россияне. И получили результат, что 57 процентов наших сограждан боится смерти. Вторым по популярности стал голод. Это все результат языка вражды смертей в повестке дня в наших СМИ”.
Далее спикер рассказал о собственной классификации приёмов воздействия на аудиторию. В её основе лежит критерий – насколько безопасна для психики человека та или иная технология. У учёного получилось четыре группы – белые, жёлтые, оранжевые и красные. От безопасных до высокоопасных технологий, которые деформируют психологическое состояние человека, изменяют его поведение и нужды. Однако Иосиф Михайлович предупредил об ответственности: “Никто не имеет права управлять другим человеком, запомните это. Кем бы вы ни были – пиарщиком или журналистом. Психику людей нужно оставить в покое”.
Студентов удивила фраза профессора: ”Журналистика умерла, я был на её похоронах”. Оказалось, что для Иосифа Михайловича классической журналистики как таковой больше нет. Если раньше журналист занимал позицию между общественными институтами, то сейчас он должен определиться, за чью команду играть.
Текст: Салават Юсупов
Фото: Альфред Шакиров