Ноябрь 25, 2017

«Зоология»: никогда не поздно отрастить хвост, но как с этим жить?

Версия для печати
«Никогда не поздно отрастить хвост», — гласит слоган новой артхаусной ленты Ивана И.Твердовского «Зоология». 1 декабря в казанском кинотеатре «Мир» состоялся его премьерный показ, который посетила исполнительница главной роли Наталья Павленкова.

Данная картина является второй полнометражной работой молодого режиссера. Она была презентована 10 июня в рамках конкурсной программы 27-го Открытого кинофестиваля «Кинотавр».

За работу над фильмом Наталья Павленкова получила призы за лучшую женскую роль на фестивале «Кинотавр» и на 26-м фестивале восточноевропейского кино в немецком Котбусе. Помимо этого, картина получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре», а также специальный приз жюри на кинофестивале в Карловых Варах.

Надо отметить, что первый полнометражный фильм Ивана И.Твердовского «Класс коррекции» также оказался очень успешным, он собрал более 50 призов на российских и международных фестивалях. В ней тоже снималась Наталья Павленкова, однако здесь она исполнила второстепенную роль.

Признаюсь, познакомившись с фильмом «Класс коррекции», я ожидала такой же «чернухи» и от нового фильма. Слишком много насилия там, где его не должно быть, и слишком много жестокости для того, чтобы это было вымыслом. Все-таки, наверное, на восприятии сказывается привычка носить «розовые очки».

Сюжет новой картины также строится на социальных проблемах. В центре – 54-летняя Наталья, проживающая достаточно унылую одинокую жизнь. Она работает в зоопарке и живет вместе с мамой, ест морковные котлеты по вечерам и терпит издевки коллег. В один «прекрасный день» женщина обретает продолжение своего тела в виде хвоста. Хвост, как назло не пушистый и милый, а прямо таки мерзкий. Недолго думая, женщина пошла в больницу, где собственно познакомилась с молодым рентгенологом Петром. Мужчина-то знает, что она обладательница хвоста, а вот от остальных этот факт скрывается, правда не особо тщательно. Вот и идут по городу слухи, и каждый день этот несчастный хвост обрастает ворохом подробностей: то он, как завитушка, то носительницу его бес попутал, то вообще не один он, а целых три. Ладно хоть жители городка не знали конкретно, кто же хозяйка этого «отростка».

Надо сказать, что с появлением новой конечности жизнь Натальи в корне меняется: как будто ей 15, и она в том возрасте, когда тело меняется, а подросток не знает, что с этим делать. Вот и героиня начинает курить, познавать свою сексуальность, менять стиль, короче – отрываться.

Можно сказать, что это «приобретение» оказалось вполне удачным – героиня наконец-то начала жить! Но оказывается, когда ты открываешь всего себя близким, даже они не всегда готовы принять тебя таким, какой ты есть. Однако через все это Наталья наконец-таки в возрасте «за 50» обретает себя.

Режиссерская работа была проведена по высшему разряду. Пожалуй, не было ни одной детали, которая не несла бы какой-то смысловой нагрузки. В этом проявляется и документальность фильмов Твердовского. Здесь не просто так появился звериный хвост. Сотрудники бедной Натальи в зоопарке – вот истинные звери, а не те, кто сидят в вольерах, и уж точно не эта несчастная женщина. Они и едят в каждой сцене, и хрюкают, пока смеются, и зверски издеваются над своей коллегой.

Не просто так выбрана и локация фильма – «новоприобретенные территории» (Крым), как отметила Наталья Павленкова после показа. Твердовский в одном из своих интервью пояснил: «Эта история могла происходить где угодно, но важно было прижать героиню к краю – это некий последний рубеж, около которого она толкается, ей некуда бежать и приходится решать свои проблемы».

Так Наталья и оказалась жительницей города около моря. Неслучайны поэтому и ее частые прогулки у моря, и пасмурное небо, отражающее состояние героини.

Кроме этого, под конец фильма режиссер традиционно оставляет открытый финал. И хотя этот ход ожидаем, очень хотелось увидеть его решение участи хвостика. Однако тут, как и в реальной жизни, решать каждому из нас: или учиться жить как есть, или избавляться от ненужной обузы.

Твердовский в «Зоологии», как и в «Классе коррекции» очень тщательно выписал образ героини, жаждущей перемен, но пока обреченной на одиночество. Правда, тяжело сказать, конец какого фильма более трагичен. Но, как показало последующее обсуждение картины с актрисой, каждый увидел что-то свое, и восприняли все фильм по-разному.

В этой ленте присутствует не только трагическое начало, но и сатирическое. Здесь и высмеивание нашей медицины с ее бесконечными направлениями, и звериный коллектив работников «зверинца», и необычные предпочтения в любви. Зал искренне смеялся всем комическим ситуациям, которые появлялись на экране: настолько они были актуальными и правдивыми.

Интересно, что в сценарии своей первой «полнометражки» режиссер не прописывал диалоги, он лишь описывал актерам ситуацию, которую надо было сыграть. Однако в «Зоологии», как рассказала Наталья Павленкова, все обстояло иначе. Она не всегда понимала свою героиню, поэтому нуждалась в подсказках Ильи Твердовского. Как она сама отметила, «эта героиня была ближе ему, чем мне». Хотя, кино режиссером задумывалось конкретно для этой артистки, главная роль в нем писалась именно для нее.

И все-таки, несмотря на то, что Наталья-актриса более активная и живая, чем Наталья-героиня, и что они абсолютно не похожи по характеру, Павленкова в этом образе смотрелась более чем гармонично. Ее игре верилось, на протяжении всей картины зритель искренне сопереживал несчастной женщине. И нестандартная любовь, и одиночество, и ангельское терпение в адских условиях, и страдания были настолько живыми, что актриса казалась неотделимой от своей героини. Возможно, именно из-за такой тяжелой проделанной эмоциональной работы Наталья Павленкова после съемок оказалась в депрессии, о чем она рассказала зрителям.

«Ни с каким другим режиссером, ни с какой кудрявой фамилией и званиями никогда бы я в эту историю не пустилась. Никогда и ни за что. Поскольку у нас с этим 27-летним мальчишкой уже третья история, я доверяю ему бесконечно. Я иду за ним, как за старцем с посохом», — поделилась актриса о своей работе с Иваном И.Твердовским во время творческой встречи.

Любителям спецэффектов на этой картине делать нечего, однако тем, кто хочет поразмышлять – добро пожаловать. Причем поразмышлять не только над формой основной мысли, но и над ее выражением. А также над тем, что пора лечить наше общество, а начинать, естественно, с себя.

В широкий кинопрокат лента вышла 24 ноября.

Алена Мирошниченко

Close
loading...