Ноябрь 25, 2017

«Саз мой нежный и печальный» — в Нацмузее РТ открылась новая экспозиция

Версия для печати
“Саз мой нежный и печальный” — эти строки великого поэта Габдуллы Тукая озаглавили экспозицию музыкальных инструментов народов мира, открытие которой состоялось накануне в Национальном музее Республики Татарстан. Музыкальная выставка не существует без музыки, поэтому в парадном зале музея играл камерный оркестр La Primavera под руководством маэстро Рустема Абязова.

Музыка и музыкальные инструменты в жизни каждого народа играют огромную роль — когда человек слышит родные напевы, в нём пробуждается генетическая память, потому что каждая народная песня несёт в себе историю народа, его характер и пережитые события. Здесь вспоминается героиня Льва Толстого – Наташа Ростова, которая, услышав “Барыню”, начала танцевать, будто всю жизнь жила в деревне, с народом.

Силу народной музыки показал и оркестр под руководством Рустема Абязова – программу составили композиции, написанные на народный материал. Все песни погружали в волшебный мир, в котором живут люди разных культур, живут в мире – их музыку можно сыграть рядом, подряд, без перерыва, и атмосфера не потеряет от этого своей гармонии. Наибольшее впечатление на автора этих строк произвели сюиты на темы армянских народных мелодий: «Ал-айлухс» («Алый платочек»), «Еркинк ампела» («Облачно»), «Эчмиадзинский танец». Дело всё в истории: музыка на армянскую тему натолкнула на размышления о геноциде, в ней звучала боль.

Выступление камерного оркестра закончилось на задорной ноте: цыганский мартовский танец и ирландская “Drop of Irish”.

Дальше посетители могли услышать историю из первых рук – преподаватель казанской консерватории и составитель экспозиции Валерий Яковлев рассказал о выставке: «Тут нет случайных инструментов. Все они тем или иным образом связаны с поэтом, строчки которого мы взяли за заглавие. Габдулла Тукай был не только великим поэтом, но и потрясающим музыкантом».

В продолжение этих слов Абязов сыграл на своей скрипке мелодию, знакомую до слёз – «Туган тел». В руках маэстро скрипка стала волшебной палочкой, которая объединила всех в единое целое, независимо от национальности.

«В этом весь наш Тукай», — будто подтверждая это единение, говорит о татарском поэте Яковлев.

Сама выставка в основном состоит из музыкальных инструментов, которыми пользовались народы Поволжья: в Средневековье использовали кубыз и окарины. Одним из любимых струнно-щипковых инструментов был саз. В XIX веке широкое распространение получили гусли и барабаны, русская домра и балалайка, татарская, башкирская флейты (курай), русские поддужные колокольчики и трещотки, марийские и чувашские волынки.

Но экспозиция не ограничивается лишь нашим регионом. Здесь можно увидеть индийские и египетские лютни, узбекский дутар, казахские домбры, бурятские флейты – у каждого народа есть свой саз, через который звучат боль и любовь нации.

Автор текста и фото Салават Юсупов

Close
loading...