Декабрь 15, 2017

«Притяжение»: война и мир Бондарчука

Версия для печати
26 января в прокат вышел ожидаемый фантастический блокбастер Федора Бондарчука «Притяжение». За день до официальной премьеры кинотеатр «Grand Cinema» ТЦ «Сувар-плаза» провел закрытый предпоказ фильма. Одновременно с Россией картина стартовала в Китае. Всего фильм будет представлен в 43 странах: во Франции, Германии, Италии и других.

Когда появляются новости об очередном масштабном отечественном блокбастере, у большей части публики подобные заявление непременно вызывают недоверие и иронию. Мол, новая попытка догнать Голливуд, которая обернется для российского киносообщества очередным позором. У «Притяжения» были шансы оправдать это мнение: строгая секретность съемок, многообещающий трейлер с одиозными репликами героев, исключительно русский саундтрек. В лучших традициях чисто российского пиара, словом. Но с этим фильмом все оказалось несколько сложнее и лучше, чем мы привыкли видеть.

Фильм начинается с катастрофы, которая происходит на фоне мирной жизни простых москвичей: молодежь собирается, чтобы полюбоваться на редкое и удивительное зрелище – метеоритный дождь. Именно в этот момент на Чертаново падает космический корабль, рушатся дома и гибнут люди. Военные оцепляют район и пытаются наладить контакт с пришельцами, однако безуспешно. Правительство мечется, в городе вводится комендантский час, люди находятся в ожидании чего-то неизвестного. Хорошо показано растущее в обществе напряжение. Этому способствуют и главные герои: не способные принять смерть близких, не желающие признавать масштаб происходящих событий, они наращивают ненависть и агрессию в себе и окружающих.

Алексей Петров, известный зрителям по сериалу “Метод”, великолепно справляется с ролью одного из главных героев. Его персонаж кажется наиболее осязаемым, животным, вырванным из действительности неблагополучных районов Москвы. Ирина Старшенбаум, сыгравшая Юлю Лебедеву, имеет не столь большой опыт работы на большом экране. Актриса достойно исполнила поставленную задачу, но вот самой героине явно не хватает глубины. Этот недостаток сильно скажется на всей сюжетной линии. Риналь Мухаметов (уроженец Татарстана, учился в Казанском театральном училище, правда, бросив его после 2 курса) остался загадкой. Его персонаж не был явно прописан, несмотря на безусловный талант актера. Олег Меньшиков в уже знакомом для него амплуа представляет собой собирательный образ русского военного.

Отметим, Бондарчук не раз положительно отзывался о команде, которую ему удалось собрать на площадке: «Многие считают, что в России нет поколения новых талантливых кинематографистов. Ерунда! У нас потрясающие молодые артисты, они от нас отличаются совершенно! Наша совместная работа превратилась в невероятный энергетический обмен. Я посмотрел их великое множество! И, как мне кажется, выбрал лучших из лучших».

Диалоги, признаться, вышли неплохие, абсурдные реплики из трейлера не так режут слух в контексте всего фильма. Операторская работа под руководством Михаила Хасая проделана качественно. Вообще, все, что касается визуального воплощения картины, выглядит гораздо лучше, чем мы привыкли и ожидали увидеть. От потрясающих центральных видов города до разрушенных пришельцами столичных гетто, от заниженных тачек «с района» до русской военной техники, рассекающей по Садовому – таких съемок Москвы давно не хватало в российском кино. Спецэффекты в картине на уровне, не считая нескольких сцен, где слишком очевидны нарисованные дома, машины и пара вертолетов. Остается несколько вопросов вкуса: так, лично автору этих строк не хватило аутентичности в изображении мира пришельцев, который скорее напоминает сады Семирамиды, чем далекую инновационную планету.  Сам режиссер ранее назвал свой фильм «настоящим пиршеством графики» и рассказывал, что фильм нарисован процентов на пятьдесят.

Дэйв Уайтхэд, работавший над аудио-сопровождением «Прибытия» и «Хоббита», не разочаровал нас и здесь. «Федор предложил отличную идею, где природа и технологии пришельцев строились по принципу состояния воды. Я бросал трубку гигантских размеров, на конце которой был подвешен микрофон, в воды океана и фиксировал таким образом все звуки и всплески», — рассказывал саунд-дизайнер.

Музыка Ивана Бурляева вписывается органичным образом, а треки российских исполнителей пришлись к месту и отлично дополнили ленту. Тот самый случай, когда аудио-сопровождение удалось на все сто.

Лейтмотивом картины является любовь, которая становится главной проблемой большинства российских сценариев. Из качественной фантастической ленты фильм очень легко превращается в мелодраму, на фоне которой герои теряют свою глубину и загадочность. Так случается и с героиней Старшенбаум: после спасения инопланетянина она ведет его к себе домой и кормит бабушкиными блинами, не задав ни одного вопроса о его или нашей планете. Он вроде бы и рад рассказать, но вот юную деву больше волнует любовь, а не межгалактические вопросы. Досадная потеря логики.
В целом фильм со своими огрехами и проблемами поднимает важные и нужные вопросы, авторы не боятся разговаривать со зрителями, а это уже успех. Есть надежда, что «Притяжение» станет большим, верным шагом в сторону развития качественной российской фантастики.

Дина Мусина

Спецпоказ картины был организован при поддержке Дом.ru. Компания организует показы главных фильмов и сериалов года, чтобы погрузить своих клиентов в миры, созданные лучшими драматургами и режиссерами. Фильмы также выходят на телеканалах, представленных Дом.ru и доступны в формате цифрового TV.

Close
loading...