Август 20, 2019

Незавершенную авторскую версию «Турандот» показали на Шаляпинском фесте в Казани

Фото: пресс-служба ТАГТОиБ

Версия для печати
7 февраля на XXXV Международном оперном фестивале им.Ф.И.Шаляпина в Татарском театре оперы и балета дали легендарную трагедию Пуччини «Турандот».
Пуччини написал свою оперу по сказочной пьесе итальянского писателя Карло Гоцци. Композитор придал трагизма этому произведению, построив его на контрасте женских образов. Непокорной, сильной, жестокой Турандот противопоставляется нежная, кроткая рабыня Лиу.

Лиу сыграла казанская оперная певица Гульнора Гатина. Многие сравнивают «Турандот» с другим произведением Пуччини – «Мадам Баттерфляй». На Шаляпинском фесте казанская дива предстает в обеих операх. И обе судьбы ее героинь заканчиваются трагично. Но казанская артистка смогла разделить образы гейши Баттерфляй и рабыни Лиу. Как всегда безупречно чистый голос дополнила завораживающая актерская игра. И после последнего аккорда на глаза вновь наворачиваются слезы.
В 2016 году Гульнора Гатина победила в одном из старейших конкурсов оперных исполнителей в Италии «Aslico». В свое время в нем участвовали Мирелла Френи и Лучано Паваротти. Казанская певица получила право исполнять Лиу в крупнейших итальянских оперных театрах Милана, Рима, Пармы, Болоньи, Неаполя. Сейчас Гульнора получила такое же приглашение от Королевского оперного театра Маската в Омане.
Образ Калафа от турецкого тенора Левента Гундуза получился таким, как предполагалось, – самовлюбленным, бесхарактерным. Возможно и верха, которые с трудом брал молодой артист, подчеркивали слабовольность его Калафа.

Фото: пресс-служба ТАГТОиБ

Партию Турандот по традиции исполнила солистка Национальной оперы Украины им.Тараса Шевченко Оксана Крамарева. Артистка неоднократно играла эту роль на сцене казанской оперы, также совместно с театром им.Мусы Джалиля ездила на ежегодные гастроли в Голландию. Учитывая, что эта роль требует высокого голоса, способности с легкостью исполнять глубоко драматичные арии, певица справилась с поставленной задачей.

«Я уже более 20 раз исполняла эту роль и мне кажется, что я полностью вжилась в нее. Но все-таки из тех партий, которые в этом году я буду исполнять на этой сцене, ближе по духу, эмоциям, характеру – Аида, – поделилась О.Крамарева с журналистом DragonNews. – Для меня Шаляпинский фестиваль – это, прежде всего, рост. Потому что уезжаешь ты отсюда с новыми знаниями, знакомствами, эмоциями. Мне нравится Казань и теплота казанского зрителя».

Многим известно, что смерть застигла Пуччини врасплох. Он не дописал партитуру «Турандот». Удалось это сделать лишь ученику итальянского композитора Франко Альфано. Сейчас во многих театрах, прежде всего итальянской оперы, показывают завершенную «Турандот». Но на премьере, которая состоялась 25 апреля 1926 года в Милане под управлением Тосканини, когда отзвучали последние аккорды, написанные Пуччини, дирижер опустил палочку и сказал: «Здесь смерть вырвала перо из рук маэстро».

Так и в Казани – режиссер Михаил Панджавидзе решил остановиться на этих словах. Вместо счастливого финала, свадьбы Калафа и Турандот, мы видим смерть Лиу. И эта концовка более правильна, чем все остальные. Самопожертвование невольницы раскрывает нам несокрушимую силу любви – духовную победу над жестокой Турандот.

Алина Редькина

Close
loading...