Сентябрь 24, 2018

«Травиата» на Шаляпинском: такая история могла произойти, когда угодно

Версия для печати
В день всех влюбленных в казанской опере в рамках XXXV Международного оперного фестиваля им.Ф.И.Шаляпина показали “Травиату” Джузеппе Верди – историю трагической любви падшей женщины.

В основе “Травиаты” лежит реальная история любви Александра Дюма-сына и парижской куртизанки Мари Дюплесси, которая в 23 года умерла от туберкулеза. Позже Дюма-сын написал полуавтобиографический роман “Дама с камелиями”, а спустя 5 лет в 1853 году “Травиату” с решительным провалом показали в театре Венеции. История любви французской куртизанки, отвергнутой обществом, показалась зрителю и критикам аморальной и недостойной внимания. Немного позже, переработанная, эта опера все-таки снискала любовь широкой аудитории, и сегодня “Травиата” – одно из самых знаменитых и популярных во всем мире музыкальных произведений.

На сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля зрителю представили не совсем классическую версию “Травиаты” французского режиссера Жаннет Астер. Герои ее в отличие от классических, живут в “прекрасную эпоху” – начало двадцатого столетия. Но время на сцене совсем не ощущается: разве что вместо пышных платьев героини одеваются в блестящие ткани и бархат. Дорогие меха, золото и блеск подчеркивают роскошь французских салонов, шумных застолий и многолюдных балов.

Главная героиня Виолетта в исполнении солистки Московского академического Музыкального театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Евгении Афанасьевой получилась искренней и убедительной. Куртизанка, которая не верит в любовь, не считает себя достойной любви, все-таки открывает свое сердце преданному поклоннику Альфреду Жермону и сполна отдается этому светлому чувству. Любовь становится для героини действительно непостижимой мукой, ради возлюбленного Виолетта идет на жертву, и благодаря Афанасьевой мы слышим, каким трудом героине достается решение покинуть Альфреда: голос по-прежнему звучит чисто, но умелые паузы создают впечатление голоса надрывающегося.

“Сыграть “Травиату”, на мой взгляд, самую трудную оперу, было моей большой мечтой. И хотя я только начинаю играть эту партию, к Виолетте я отношусь не только с большой симпатией, но уже успела ее полюбить. Поэтому надеюсь, что смогла передать чувства героини и самое важное – “пробить” человеческие души. Что касается,  казанской версии “Травиаты”, мне она кажется очень даже классической по сравнению с теми постановками, которые я видела. Вообще,  эта опера вне времени: такая история могла произойти, когда угодно”, – поделилась исполнительница главной партии Евгения Афанасьева.

Отец Альфреда Жорж Жермон непреклонен и даже жесток в своих попытках убедить Виолетту отступиться от сына, в то же время он понимает и жалеет героиню. С гаммой чувств с легкостью справился артист Московского театра «Новая опера» им.Е.Колобова Василий Ладюк. Артист признается, что создавать отношения отцов и детей ему не сложно, потому что он и сам отец.

Партию Альфреда Жермона исполнил солист Мариинского театра Сергей Скороходов. Характер героя становится понятен не сразу: это пылко влюбленный и робеющий юноша, но поверить в его чувство удается только в финале оперы. Когда после долгой разлуки Альфред и Виолетта сплетаются в страстных объятиях, голоса солистов сливаются воедино, а по телу проходит внезапная дрожь, и понимаешь, что вот уже несколько секунд не дышишь от восторга.

Историю любви Виолетты и Альфреда ждет трагический финал: после объяснения с возлюбленным героиня погибает. В далеком 1847 году Дюма-сын так и не успел попрощаться с Мари Дюплесси, оттого опера приобретает еще более трагическое звучание.

Диана Галиева

Close
loading...