Июль 23, 2018

Карикатурист Бибишев: о журналистах, чиновниках и надеждах

Фото: art16.ru

Версия для печати
Накануне 1 апреля, праздника юмора, известный  российский художник,  карикатурист Вячеслав Бибишев раскрыл корреспонденту портала DragonNews секреты своей профессии. Также специально для нашего портала Бибишев нарисовал карикатуру на современную журналистику.

Вячеслав Леонардович, с чего началось ваше увлечение, переросшее в профессию?

В.Б.: С 6 лет я начал ходить в изостудию Дворца пионеров к известному преподавателю Лыскову, который уже ушел от нас. Благодаря ему целая плеяда учеников стали живописцами, графиками, скульпторами и т.д. После Дворца пионеров поступали в колледжи, институты, в итоге все собрались в союзе художников в разных секциях. Он прививал рисунок, цвет, хорошее видение. Возил к себе зимой на дачу, где мы на лыжах ходили рисовать природу. И так продолжалось до четвертого класса. К этому времени я уже научился рисовать «рожи» на своих друзей, одноклассников. Меня привлекали рисовать карикатуры для настенных газет. Все говорили мне: «Какие гениальные простые рисунки». После поступил в институт архитектуры, а на втором курсе пришел в сатирический  журнал «Чаян» и продолжал там рисовать с юмором.

Как создавали свои первые работы и что к этому подталкивало?

В.Б.: Я с детства понял, что мне нравится делать все, что связано с юмором. И даже адаптировал себе лозунг: « Все работы с юмором, иначе зачем?», какой смысл рисовать траурные вещи и наводить печаль. Мои рисунки создаются из наблюдений, из событий, которые происходят вокруг. Все художники-карикатуристы наблюдательные люди. В автобусе, магазине наблюдают какие-нибудь смешные сцены, исторические события, новости. Переворачивают с ног на голову.

Как зарождалась карикатура в России и Татарстане?

В.Б: С создания множество сатирических журналов по всему миру. Сначала начинается в Англии, потом в Европе, после доходит до Москвы. До 400 журналов было создано в годы I мировой войны. У нас Тукай и Камал выпускают сатирические журналы. Один из них «Ялт-Йолт». Это официальная версия как развивается печатная пресса. После революции создают журналы «Крокодил» и «Чаян», которому исполнилось недавно 90 лет.

Развита ли сегодня карикатура в Татарстане?

В.Б: Когда в нашей стране спал занавес, нам разрешили участвовать в международных конкурсах карикатуры, посылать за границу наши работы. И оказалось, что существуют целые группы художников в разных странах мира, которые занимаются карикатурой. Есть центры юмористического назначения, они проводят международные конкурсы и пропагандируют разные ценности. Но в Татарстане такого центра нет.

У нас жизнь идет, но она вся в нашем кругу. Находятся спонсоры, но своего дома в России у художников нет. У нас, к сожалению, не развит стиль карикатуры. Ведь общество должно смеяться над собой, но нашему обществу это не нужно.

В чем вы видите причину?

В.Б: Это сложно сказать. Я не знаю почему. Мы предлагаем разные варианты. Может быть, это не сулит хорошего каким-нибудь чиновникам. Потому что мы никогда никому ничего не предлагаем, так как ничего не имеем. Вот у нас в центре, на Баумана открыто два музея социалистического быта.  Там гитары, но ты хоть миллион их повесь, а где песни и народный юмор, где смешные стихи, которые Тукай писал?

Карикатура объединяет людей с разными религиями, взглядами на жизнь, достатком и самое главное, она является туристическим брендом. Кому не хочется приехать в Татарстан и посмотреть про юмор татар, откуда он взялся, кто его лучший представитель и т.д.?

Так реально открыть в Казани центр юмора?

В.Б.: Сами мы не можем его построить, даже если будем зарабатывать и тратить все деньги. У нас есть какие-то фонды, экспонаты, но единственное, что мы можем сделать – это международные конкурсы на любую тему.

Есть ли у вас такие темы, на которые не хочется творить?

В.Б: Раньше мы рисовали на темы про религию. У нас Иисус Христос с креста не слазил, диалоги вел с римлянами и чиновниками. Бог ходил по облакам. Потом это все возвели за последние 10 лет в рамки того, что это обижает религиозные чувства. Есть один рисунок. Стоит мечеть деревенская, над ней золотистый полумесяц, а в небе плавают акулы среди черных облаков. Плавники у них отражаются как в воде, и получается, что будто черные месяцы плавают. Это показано ваххабитское течение, которое пытается перекрыть истинное мусульманство, эксплуатируя светскую религию. Получается, мы заостряем гротеск на проблеме, а не смеемся над ней. Мы не рисуем ни про психбольных, ни про инвалидов, ни порнографические темы.

Вы издали несколько книг, а как в целом обстоят дела в России с книгами в таком стиле?

В.Б: У меня была одна самиздатовская книга. Потом были еще две про международные детские конкурсы. Выпускал каталоги к нашим конкурсам по наркотикам, кино. «Татмедиа» напечатало книжку моих рисунков для «Казанских ведомостей». Книги бывают разные, даже в виде каталогов. Кому-то нравится, кому-то нет. Посыл вначале был такой, чтобы люди в свободное время могли полистать каталог со смешными рисунками. За границей есть такое, выпускают сборник лучших актуальных карикатур. Некоторые даже делают бизнес благодаря выборам. Там другое отношение к комиксам, печатной карикатуре, политическим шаржам, они любят посмеяться. У нас не над кем смеяться, одни и те же лица.

Задумали проект – создать книгу «Лица, которые…». Нарисовали шаржи на всех звезд политики, культуры, спорта, которые нас удивили, порадовали, огорчили. Но напечатать не удалось. Собрали макет через три года, 5% этой книги уже умерло, и она стала как исторический памятник.

Сейчас ведете уроки в детской студии «Кар-клуб», чему обучаете ребят?

В.Б: Сейчас открылась новая студия «Крошка-картошка». Идет экспериментальное время. Набираем детей и пробуем нашу методическую программу, обучаем технологии придумывания, гротеску, приемам рисования и т.д. Клуб является социальным лифтом. Сначала пробуешь себя здесь, потом переходишь в «Кар-клуб», где участвуешь в международных конкурсах, параллельно поступаешь в художественную школу, учишься правильно рисовать, а уже оттуда участвуешь во взрослых конкурсах. Наши ребята могут пойти в техникум народных промыслов, там преподают наши карикатуристы. После поступить в институт культуры и уже дойти до Союза художников. На данный момент мы обучаем младших школьников, но планируем то же сделать для среднего и взрослого возраста.

В ближайшие время будут организованы какие-нибудь выставки, конкурсы?

В.Б: Ближайшая тема – «перец и соль», т.е. пересолить и переперчить некоторые события, которые сейчас происходят. Будет выставка перед 1 апрелем. Также хотим сделать большой международный конкурс, который будет посвящен празднику Сабантуй. Ведь это состязания с юмористическим началом. Веселье, юмор, который нас роднит.

А про современную журналистику можете изобразить карикатуру специально для «DragonNews»?

Рисунок В.Бибишева на блокнотном листе

В.Б: Конечно, я вам зарисую карикатуру про журналистику. Вот три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. И четвертая власть – вы, журналисты. На рисунке показано, что пьедестал, на котором стоит корреспондент, ниже остальных властей. Смысл  этой карикатуры в том, что журналистика теряет свою власть, независимость и самостоятельность.

Мария Павлова

 

 

Close
loading...