Ноябрь 20, 2018

Режиссер Аудрюс Стонис: «Я захотел достичь недостигаемое место»

Версия для печати
В рамках показа документального кино в центре современной культуры “Смена” был показан второй фильм. На этот раз выбор организаторов пал на документальный фильм литовского режиссера Аудрюса Стониса “Женщина и ледник”. Фильм был представлен на фестивале документального кино “Артдокфест” в 2016 году.

После просмотра фильма зрители в ходе традиционной скайп-конференции с режиссером поблагодарили его за медитативное кино.

Медитация – состояние углубленного сосредоточения человека над объектами внутреннего или внешнего мира с целью осознания их внутренней сущности. Сегодня наряду с комедиями, ужасами и мелодрамами в один ряд становится и такой киножанр, как медитативное. В таких фильмах происходит погружение в определенную атмосферу, идет самоанализ и рефлексия.

Горы, необычная природа Казахстана, звездное небо – все это в сочетании с удивительной музыкой создает особую атмосферу для размышлений. Это фильм о Тянь-Шанских горах, леднике Туюксу и старейшей гляциологической станции, которая находится на высоте 3500, литовской ученой Аушре, словом, каждый увидел в этом фильме свое.

На стандартный вопрос зрителей: «О чем этот фильм?» Аудрюс Стонис ответил: «Вот о чем вы думали во время кино, об этом и есть. Если думали «какие красивые горы», значит, фильм о красоте гор. Если думали о героине – значит, фильм об этом. Нет какой-то специальной мысли. Если вы ни о чем не думали – значит, кино прошло мимо вас. Есть  свобода режиссера, есть и свобода зрителя. Нет никаких ребусов».

Зрители отнесли картину к медитативным не только благодаря ландшафтам, горам, восходам и закатам, действительно потрясающим пейзажам, но и из-за того, что на протяжении полнометражной картины звучат всего три фразы. Гляциолог (человек, изучающий развитие и свойства ледников, ледовых щитов и снежных покровов – прим. ред.) Аушра произносит одну фразу на литовском, а экскурсовод – две. Минимум текста, максимум погружения в ту особую горную атмосферу.

Идея фильма взята из жизни. Друг литовского режиссера после приезда с казахстанских мест рассказал об удивительной женщине, которая живет с кошкой и собакой вот уже как 30 лет в горах и занимается наукой. Аудрюс Стонис пришел в азарт, ему захотелось попасть в недостижимое место, по словам его друга, и он отправился в экспедицию. Съемки продлились 3 года, за которые были сделаны 4 экспедиции.

Единственная фраза героини о том, что иногда представляет, как бы она сейчас стояла у плиты и жарила драники. Но жизнь посвятила науке: она живет на станции, где каждый день проводит замеры, поднимается высоко в горы. Зрителю не удалось рассмотреть ее черт лица, она все время ускользала, а взгляд всегда был задумчивый и несколько отрешенный.

По словам режиссера, за его 27-летнюю работу эта женщина стала самым трудным персонажем: «Она осталась секретом для меня. Мне хотелось узнать ее больше. Но согласитесь, было бы странным, если бы человек, который уже как 30 лет живет в полном одиночестве, был бы открытым и все рассказал».

Во время просмотра возникает ощущение свободы, полета, некой глобальности. Аудрюс Стонис рассказал, что в горах особо чувствуется персональное пространство. Люди уже свыклись, что его личное пространство сегодня меньше чем на расстоянии вытянутой руки. Там же это пространство может быть 100 м.  Чем дольше находишься в горах, тем оно увеличивается. А когда режиссер со съемочной группой приехал в последний раз, Аушра уже не подпускала их близко, более того она сказала им, что своим приездом они забрали у нее все.

Впрочем, в фильме представлена не только история женщины-отшельницы, ведь она неразрывно связана с ледником Туюксу. Он входит в мировую сеть наблюдений за колебаниями ледников. В настоящее время является единственным в Центральной Азии ледником, на котором продолжаются наблюдения после распада СССР. Уже сейчас во всем мире стоит проблема нехватки воды. Наблюдается общая деградация оледенения, когда ежегодно ледники теряют в площади по 0,8 процента, а в объеме один процент. И задача гляциологов – как можно тщательнее отследить этот процесс.

Во время скайп-конференции Аудрюс Стонис рассказал, что и эту единственную гляциологическую станцию уже начинают закрывать. Ему запретили снимать объект – он переходит к армии Казахстана. Теперь там планируют сделать тренировочный полигон.

И что же станет с Аушрой? Неужели она должна вернуться в город? Но как, ведь после гор она не сможет жить в обычных условиях. Иногда ученая спускается в город, но каждая поездка дается ей с трудом – уровень кислорода в городе и горах отличается. Раз в год женщине привозят все необходимое, начиная от одежды заканчивая продуктами питания. Она является сотрудницей Института географии Казахстана. Режиссер искренне надеется, что институт не оставит ученую, и найдет ей новое достойное место в столь любимых ею горах.

Многих зрителей привело в умиление, что на фоне гордых и непокорных гор резвятся кошка и собака. Домашние животные главной героини являются лучшими друзьями – большинство времени они проводят вместе. Неожиданно на смену картины современных кошки и собаки появляется такая же пленка, только черно-белая. Да-да, собака и кошка, только 50 лет назад здесь так же резвились и играли.

«Я еще не знал, буду использовать или нет кинохронику этих мест. Но когда я увидел эти кадры, все понял. Тогда я себе сказал: да, это знак, есть что-то вечное. Ведь в горах другое время, застывшее», – ответил на один из вопросов режиссер.

Зрителя резко возвращают из этой идиллии благодаря другому персонажу. Мужчина едет на своем джипе, на полной громкости слушает русский шансон и подпевает. На остановке он взбирается на машину, начинает прыгать, скакать и фотографироваться в разных позах. Зрители в недоумении: как можно так вести себя в горах?  У режиссера были те же эмоции.

«В горах хочется говорить только шепотом. Во время съемок я услышал жуткий крик: «Ура-ура». Сначала решил, что разберусь с ним. А после нашего знакомства понял, что это новый персонаж. Он экскурсовод, возит туристов в горы на своем джипе. Для меня это знак нового времени, современного человека, который все разрушает», – сетовал Аудрюс Стонис.

О чем этот фильм? О красоте гор? Об одинокой женщине, живущей там? Или же это вопрос: почему вместо станции будет еще одна военная база? Почему научные станции, которые решают вопрос жизни всего человечества, становятся менее важными, чем военные станции, которые нацелены на разрушение? Порой слова являются лишними. И этот фильм может сказать вам намного больше, чем просто сюжет.

Дарья Черницына

 

Close
loading...