Май 26, 2017

Нуриевский: Лебединая сказка на казанской сцене

Фото: business-gazeta.ru

Версия для печати
С 13 по 30 мая в Казани проходит старейший российский фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. В этом году у балетного форума юбилей—30 лет. Имя великого артиста обязывает организаторов стремиться к совершенству и за это время фестиваль вырос из российского в международный. На третий день на сцене театра оперы и балета зрители увидели шедевр мировой классики «Лебединое озеро».

В 1875 году Петр Чайковский писал: «Взялся за балет озеро лебедей отчасти потому, что нуждаюсь в деньгах, отчасти потому, что давно хотел попробовать себя в этом виде творчества». Партитура была готова очень быстро и уже через два года на сцене Императорского большого театра начались репетиции «Лебединого озера».  На следующее утро после премьеры Петр Ильич Чайковский произносит: «Фу, какая дрянь». Успеха не было очень долго.  Сегодня же «Лебединое озеро» — самый популярный балет, об этом говорит и аншлаг в театре оперы и балета им.Мусы Джалиля. Некоторые любители даже стояли все три действия, потому что увидеть хотелось все.

Одна из зрительниц Вера приехала из Москвы и узнала о фестивале случайно. Ей повезло приобрести один из последних билетов. «Я удивилась, что тут начался такой ажиотаж. Кассир предупредила, что я буду стоять, но мне было все равно».  На «Лебедином озере» Вера не в первый раз: «Мне было четыре года, когда мама привела меня в Большой театр.  Это было потрясающе. Помню, что  после мы с подружкой танцевали в фойе танец маленьких лебедей.  Я так вдохновилась музыкой Чайковского, что попросила у родителей пианино и пошла в музыкальную школу».

Главные роли сыграли солисты Венской оперы: Мария Яковлева (Одетта-Одиллия) и Масаю Кимото (принц Зигфрид). Актерский состав подобран не просто так. В 1964 году Нуриев как хореограф-постановщик предлагает свою версию «Лебединого озера» на сцене Венской оперы и исполняет ее вместе с Марго Фонтейн. Он добавляет сольный номер для принца Зигфрида в первом и втором актах.  Мужская роль становится  главной. Теперь бледный парень, носящий главную героиню  – лебедя, превратился в персонажа с собственной личностью. Благодаря правке Нуриева мужчина стал равным женщине в классическом балете.

Современный балет часто ругают за то, что он перестал быть частью театрального искусства и превратился в художественную гимнастику. Две женщины в ложе обсуждали этот вопрос, приводя в пример Цискаридзе, который утверждал в одной программе, что техника для балетного артиста находится в центре, а артистизм ушел на периферию. Но ни эти женщины, ни автор этих строк не согласны с данным мнением. По крайней мере, в этой постановке у венских танцоров получилось объединить и актерское мастерство, и идеальную технику. Когда Яковлева превращалась в Одиллию, на ее лице появлялась коварная улыбка, взгляд становился хитрым, а движения кокетливыми. Она так покорно садилась перед принцем, что даже зритель забывал, что это все обман. Белый лебедь – Одетта в ее исполнении отличалась своим простодушием и нежностью в каждом движении. Когда она подошла к принцу и прикоснулась к нему лбом, помахивая при этом своими крыльями, это был самый трогательный момент. Актеры посмотрели друг другу в глаза с невероятной нежностью. Но кланялась Яковлева как настоящая Одиллия.

Своим актерским талантом отличился и артист нашего театра оперы и балета Коя Окава (Шут). Его движения были такими легкими, игривыми, что невольно у зрителей появлялась легкая улыбка. Когда в первом действии все гости разошлись, он был так искренне расстроен. Бегал за каждым из них, умолял остаться, в этот момент хотелось выйти к нему, чтобы он не чувствовал себя так одиноко и продолжал игриво «летать» по сцене. Этот балет – настоящий диалог со зрителем. Все чувства, которые испытывают герои на сцене, переживают и зрители. Уходя со сцены, маленькие лебеди махали руками, и одна из зрительниц стала махать им в ответ и приговаривать: «Пока, пока!»

Немаловажную роль в создании атмосферы сыграли декорации и костюмы. В них соединились сказка и реальный мир. Зал и озеро приобрели готический стиль, а костюмы будто взяли напрокат со съемок очередного диснеевского фильма. Благодаря чудесам световой проекции, зрители видели, как над озером летают лебеди, а в конце третьего действия на сцене разразилась настоящая гроза.

К сожалению, в театре оперы и балета возле кассы висит табличка «Билетов на Нуриевский фестиваль нет». Они были раскуплены еще в апреле, но следить за прошедшими постановками можно на сайте или дождаться следующего сезона.

Фестиваль продлится до 30 мая и завершится гала-концертом.

Алиса Юнусова

Close
loading...