Август 21, 2017

Дни швейцарского кино: жизнь и чувства по-европейски

Версия для печати
В Центре современной культуры «Смена» проходят Дни швейцарского кино. Программа, проходящая в соавторстве с Посольством Швейцарии в России, представляет собой пятидневный вечерний показ италоязычных фильмов, которые пришли к нам из «талантливого» швейцарского кантона Тичино.

Первой из серии картин была заявлена работа молодого режиссера и сценариста Эрика Бернаскони под названием «Синестезия». Фильм 2010 года в свое время получил множество лестных отзывов кинокритиков и зрителей. Задать тон не только вечеру, но и всей кинопрограмме в целом пришла руководитель отдела культуры швейцарского посольства Елена Наумова.

«Дни швейцарского кино» – это большая честь и большая гордость для нас. К великому сожалению и даже может стыду, в Казань это программа попадает впервые, тогда как раньше мы побывали уже в Иркутске, Красноярске, Владивостоке, Оренбурге, Якутске и в других городах страны… Теперь и вы можете стать зрителями отобранных нами фильмов из Тичино, который уже не один век славится своими талантами», — отметила она.

Представитель посольства рассказала пришедшим казанцам и о том, для чего они проводят эту программу, какова главная цель создателей «Дней швейцарского кино»: «Сейчас я, возможно, не по-русски скажу, но в нашу задачу входит «продвижение позитивного имиджа страны». Мы хотим изменить представления о Швейцарии, показать, что кроме банков, часов, сыра и шоколада эта страна – многонациональная и с богатой культурой. Кстати, о шоколаде, который был предложен вам при входе в зал – это даже не угощение, это реквизит, который имеет непосредственное отношение к сегодняшнему фильму».

Шоколадная конфета действительно не раз мелькала на экране в «Синестезии». Даже больше – наравне с одной из героинь картины помятая красная обертка от сладости несколько раз выходила на первый план, драматично шелестя под тревожную мелодию. Все это – первая глава «Франсуаза».

Здесь стоит сказать, что весь фильм четко поделен на пролог, четыре главы и эпилог. Такая особенность «Синестезии» объясняется тем, что создатель картины Эрик Бернаскони по своему роду деятельности является еще и писателем, который сумел воплотить свой литерный труд на большом экране. Поэтому и герои фильма прописаны будто талантливым художником, которому лишь одному известно их истинные душевные порывы.

В центре повествования находятся четыре человека средних лет – двое мужчин, которых связывает крепкая дружба и две женщины, которых связывает не менее сильная неприязнь друг к другу. Пролог повествует о событиях трехлетней давности, когда в результате дорожной аварии Алан и его любовница Микела попадают в больницу. После мы узнаем, что мужчина находится в тяжелейшем состоянии, а девушка, которой досталось немногим меньше, с трудом сдерживается от желания встретиться со своим возлюбленным. Ее сдерживают постоянное нахождение около кровати Алана его жены Франсуазы и личная трагедия — полная потеря чувств. Микела называет себя вполне обычным человеком, обладающим в то же время особенностью – синестезией. Это особый способ восприятия некоторых окружающих человека предметов: Микела «видит» некоторые вещи сквозь цвет и вкус. Для нее суббота – это желтый цвет, а Игорь – синий.

Игорь, преподаватель в лицее, с самого начала предстает перед зрителями добрым и верным другом Алану. Сходив в условном настоящем с Микелой на свидание, Игорь после все рассказывает своему приятелю, заранее осведомившись о чувствах Алана к бывшей любовнице и к жене. Тот сообщает другу, что он доволен жизнью, ведь Франсуаза беременна, а в отношении Микелы Алан чувствует лишь обиду и горечь за то, что девушка его бросила три года назад в больнице. Мужчина так и не узнал, что это произошло по желанию Франсуазы, которая простила Алану измену и взяла на себя опеку над мужем-инвалидом.

«Ты слеп! И я слеп», — слышат зрители. Это относится к Алану, человеку с ограниченными физическими возможностями. К Игорю, который не умеет играть в баскетбол. К Франсуазе, беременной женщине, простившей измену мужа, который когда-то хотел уйти от нее. И к Микеле, которая прозрела только тогда, когда стала жить ради себя, а не ради другого человека.

Синестезия – это психологическая особенность, не странность. «Синестезия» — это фильм об обычных людях, живущих в Швейцарии, говорящих на итальянском, путешествующих в Барселону.

«Если вы спросите любого жителя Швейцарии о том, кто он, то тот ответит, что он европеец», — заметила Елена Наумова. «Синестезия» — это фильм о том, как живут и чувствуют европейцы.

Виктория Захарова

Close
loading...