Декабрь 15, 2017

Дмитрий Маликов о второй молодости, просветительстве и изменчивости современного мира

Фото: Максим Зарецкий

Версия для печати
Известный певец, композитор Дмитрий Маликов дал в Казани два просветительских музыкальных спектакля «Перевернуть игру» и встретился с журналистами татарстанских СМИ и студентами Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ.

«В двух словах» о спектакле «Перевернуть игру»

Мы дали 40 спектаклей в течение года. Нам очень приятно, что юбилейный проходит в Казани, в городе, который очень важен для России, в городе, который является одним из самых больших, самых знаменитых, самых технологичных, самых красивых городов нашей страны. Я думаю, любой артист, который приезжает к вам, испытывает особые чувства, особое волнение. Публика здесь очень доброжелательная, с одной стороны, а с другой стороны, очень взыскательная, потому что избалована различными событиями.

Я в последний раз был в Казани пару-тройку лет назад. У меня как раз были мастер-классы под названием «Уроки музыки». Когда этот проект закончился (я проехал более 115 городов нашей страны), просто подумал, что надо продолжать свою просветительскую деятельность, потому что она действительно стала одной из важных составляющих  зрелого Дмитрия Маликова.

И вот родился этот спектакль, как некая интерактивная форма, потому что он вроде о классической музыке, а на самом деле, он еще и о том, что нужно много трудиться, быть широко образованным человеком, читать, ходить в музеи, смотреть фильмы. Такая динамичная полуторачасовая форма драматического спектакля, где музыка исполняется не целиком, а фрагментарно. Большинство произведений я исполняю сам на рояле, органе или клавесине. У нас замечательный актерский состав, молодые ребята. Например, сегодня играет композитор Сергей Мухин, его многие знают по сериалам, он очень востребованный известный артист.

Я специально стараюсь, если есть возможность, давать два спектакля в городе, потому что вечерний спектакль – более коммерческий: городская интеллигенция покупает билеты, которые мы стараемся делать недорогими. Для нас важно, чтобы всей семьей приходили люди. А первый спектакль – совершенно бесплатный и нацелен на то, чтобы как можно больше школьников пришло, причем из различных социальных слоев, и все получили дозу радости, гармонии, хорошей музыки и позитива.

Фото: Максим Зарецкий

Действительно ли вы считаете, что один такой спектакль способен поменять, перевернуть мироощущение, восприятие музыки среди подрастающего поколения?

В принципе, за полтора часа сделать это целиком не возможно, но заронить зернышко в благодатную почву, мне кажется, нам удается. И самая большая похвала, когда после спектакля ребенок приходит домой и вместо типичной музыки, которую он слушает, ищет в интернете Моцарта, Баха, Бетховена, слушает их, то есть остается что-то.

О современной обработке классической музыки

Я пытаюсь сделать так, чтобы приблизить такую музыку к современному поколению. Потому что не может сегодня молодой человек высидеть 50 минут и прослушать целиком симфонию. Он должен обязательно посмотреть в телефон, должен выйти, кому-то что-то написать. Если бы была другая задача, то это был бы концерт, где надо исполнять произведения в оригинале, целиком. Мы же делаем все фрагментарно. Поэтому у нас музыкальный спектакль, а в нем возможно все.

О выборе персонажей

Композиторы были выбраны по принципу качеств, которые были в их биографиях, которые мы хотели донести до детей: преодоление физического недуга, безвестности. Можно написать сценарии и о писателях, о художниках. Это как модульная модель.

Фото: Максим Зарецкий

Маликов – король «Твиттера»

Twitter – это соцсеть, которая очень важна для журналистов, потому что молниеносные новости как раз там,  в основном, и воспроизводятся. Мне нравится Twitter потому что это молниеносная мысль. Instagram требует фотографий, Facebook – это достаточно взрослая соцсеть, и там нужно писать развернутые посты, какие-то размышления. А мне нравятся дерзкие шутки (например, «на первом сексе никакого свидания»). Twitter позволяет мне иронично существовать, потому что неиронично существовать в современном мире очень сложно.

Я, возможно, первый из артистов начал общаться в такой свободной ироничной манере. И она была, к моему удивлению, так оценена: мои удачные твитты перепечатывают в другие соцсети, у меня пошла новая волна общения с молодежью. Я для них, с одной стороны, кумир их мам, а с другой стороны, реальный чувак, который может писать, ответить, улыбнуться, сфотографироваться, и вроде неплохо выглядит. Короче, забавный для них персонаж. А для меня в этом нет коммерческого умысла, это просто «for fun» (ради забавы – прим. ред.), мне, как и им, это просто прикольно.

Началось все с твитта, когда я спросил у людей: «Как у вас дела? Тяжеловато приходится? Или ничего?» Я просто реально поинтересовался, как у людей настроение и забыл об этом. Потом кто-то начал этот твитт крутить. Второй твитт связан с тем, как меня спросила девушка: «Дмитрий, в каких новогодних передачах вас можно будет увидеть?» Я ответил: «Да выкиньте вы этот телевизор. Идите, погуляйте лучше в новогоднюю ночь». За это тоже зацепились. Я так на самом деле мыслю. Как только кто-то начинает что-то придумывать, сочинять, это перестает работать. Люди ценят только молниеносную искреннюю реакцию.

Фото: Максим Зарецкий

О дочери

Дочь идет в журналистику. У нее есть музыкальные ролики, но это просто приобретение жизненного опыта. Около меня появляются диджеи, клипмейкеры, с которыми можно договориться, и они делают эти работы. Но это все не имеет серьезного профессионального подхода.

Сейчас она переживает переходный возраст, характер у нее, как и у всех детей, сложный. Но мы находим общий язык. Мне кажется, у нее доброе сердце, то, что я больше всего пытаюсь в ней воспитать. Я стараюсь с ней в храм ходить, в детский дом съездить, чтобы в ней было сострадание.

Мама ее больше воспитывает в образовании, дисциплине. У меня просто не хватает на это времени, да и сил, честно говоря. Папа же должен баловать.

Маликов – татарин

Я знаю, что корни у моей фамилии татарские. Но у меня отец, например, родился в Ростовской области, там Донское казачество. Знаю про деда, прадеда, а дальше – надо поизучать этот вопрос. Но я не знаю, кем себя ощущаю… Татары – они же народ талантливый, немножко с хитринкой, добрые, хлебосольные люди. Поэтому если в крови есть татарская, еврейская и еще какая-нибудь кровь – это самое лучшее сочетание.

Фото: Максим Зарецкий

О воспитании: как вызвать у детей желание учиться чему-то новому?

Только на своем примере. В доме должна звучать классическая музыка. Открывается какая-то выставка – нужно не лениться, брать за руку ребенка и идти. Я, например, в прошлый раз, когда приезжал, первое, что сделал, — пошел в Казанский художественный музей. Я очень люблю живопись, и здесь великолепная коллекция.

Также в доме должна быть хорошая атмосфера. Когда родители все время ссорятся, то ребенок от этого страдает, и его характер портится. А когда он видит, что родители живут в любви, он и сам пытается выстроить такую же модель в своей жизни.

Педагоги также должны быть очень авторитетными, интересными. Я, когда приезжал с мастер-классами, детей никогда не ругал, потому что у них есть педагоги, которые занимаются с ними  мелочами. Мне важен в целом правильный настрой. И мастер-класс, и спектакль – это попытка «обострить потребность», как говорит искусствовед Михаил Казиник. Чтобы они захотели слышать, смотреть не только развлекательные фильмы, но и советскую классику, просто классику.

Но здесь нет рецепта. Я не педагог. Я просто стараюсь своим примером показать.

О популярном клипе с видео-блогером Юрием Хованским «Спроси у своей мамы»

Меняется способ доставки информации. Во-первых, мы, многие взрослые артисты, просто не заметили, как поменялось поколение. Оказывается, что у тебя, кроме твоей традиционной публики, никого и нет. Молодежь живет в своих технологиях, в своих артистах, кумирах. Мне лично не хочется становиться ретро-артистом. Во-первых, я им уже стал, и никуда от этого не денешься. В следующем году 25 июня будет 30 лет, как я впервые вышел на эстрадную сцену. Я говорил, что хочу, чтобы молодежь была открыта миру, я тоже хочу быть открытым миру.

Что касается конкретно Хованского и блогосферы, то это профессиональный разговор. Для того, чтобы достичь успеха, даже в такой провокационной, жесткой, зачастую пошловатой среде, как блогосфера, нужно все-таки обладать определенными способностями. Все эти люди, которые достигли 2-5-10 млн. подписчиков, они не бесталанны. В случае с Хованским я в очередной раз в этом убедился.

Сейчас думаю, как двигаться дальше, куда двигаться дальше, с кем. Я понимаю, что как автор могу написать красивую мелодию. Но, во-первых, каким должен быть текст, чтобы вам понравился, во-вторых, кто это должен сделать с точки зрения производства. Это достаточно большая и серьезная задача.

Почему все старые артисты становятся вам неинтересны? Потому что они бьют по старым огородам, делают то, что они делали все это время. Поп-музыка – это очень скоропортящийся продукт, она постоянно в движении. Если ты классический исполнитель, ты можешь не обращать ни на кого внимание, тебе нужен только рояль, скрипка, голос. Я привык за эти годы к тому, что выпускал песни, и они становились хитами. И когда в последнее время у меня это стало не очень получаться, я начал смотреть по сторонам и анализировать, почему. Я понял, что нужно освежать команду, свое отношение, идти в ногу со временем. Везде есть своя ниша. Моя ниша – это ирония и самоирония. В данном случае, она сработала, и важно то, что я решился на это.

А вот дальше я призадумался, в какую сторону двигаться, потому что меряется все успехом, а успех сегодня – это просмотры на YouTube. А как будет складываться судьба официального телевидения, радио через 3-5 лет, будет ли оно существовать, в каком виде, — это вопрос. Потому что мир очень быстро меняется.

Подготовила Алена Мирошниченко

Close
loading...