Сентябрь 26, 2018

«Мир» погружается в атмосферу пленочного кино в рамках проекта «Перфорация»

Версия для печати
В казанском кинотеатре «Мир» прошел показ пленочного фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского. Это — четвертое событие совместного проекта кинотеатра «Мир» и интернет-издания «Инде» «Перфорация».

Как отметил журналист интернет-издания «Инде» Алмаз Загрутдинов: «Нам кажется очень важным во время засилья цифровой копии дать людям посмотреть другой тип изображения. Кроме показов мы приглашаем людей, которые умеют хорошо говорить о кино».

Так, в качестве гостя был приглашен кинокритик и реактор журнала «Сеанс» Алексей Артамонов. Перед показом он постарался дать понять зрителям, что им предстоит увидеть на экране. А после ответил на интересующие вопросы.

На возможность посмотреть пленочный фильм и встретиться с кинокритиком откликнулись многие любители кинематографа. Несмотря на непогоду, в зале можно было встретить зрителей совершенно разных возрастных категорий.

Начнем с фильма. К широкому зрителю он вышел лишь в 1987 году, хотя снят был в 1967 году. Картина повествует о жизни деревни, о судьбе одной из ее жительниц – Асе Клячиной, которую исполнила Ия Саввина. Надо отметить, что в качестве актеров были приглашены лишь два профессионала: Ия Саввина и Любовь Соколова. Остальные роли были сыграны обычными людьми из глубинки. Но создается такое ощущение, что это совсем не так, ведь они удивительно гармонично смотрятся в кадре, будто для них сниматься – обычное дело.

История Аси Клячиной в принципе определена уже в названии фильма. За нее сватается горожанин Чиркунов, хороший, отзывчивый, внимательный, хозяйственный. Он даже готов принять ее с чужим ребенком, которого Ася носит на протяжении практически всей картины. Но любит женщина другого – шофера Степана, от которого и собирается рожать. Но вот незадача – он ее не любит, поколачивает, но героиню это совершенно не смущает. Любовь – зла, как говорится.

Более интересным в фильме кажется изображение деревни и ее жителей. Любопытно, что многие монологи являются полудокументальными. Они же и берут за живое, помогают нам, зрителям 21-го века, прочувствовать ту эпоху, тот образ жизни людей. Глубинка не богата, по нынешним меркам и подавно – исключительно бедна. Но вот люди со всей своей простотой и усталостью от тяжкого труда богаты внутренне. Они эмоциональны, чувственны, открыты, способны радоваться мелочам.

Кто-то живет хозяйством, деревней, а кто-то жаждет городской жизни. Так и один забавный герой озабочен осуществлением мечты – пойти учиться на клоуна. Даже документы подал.

Деревня бедна не только материально, она бедна и на мужское население. В основном повсюду одни бабы. Они и украшают картину своими затяжными песнями, искренними молитвами, забавной для нас, городских жителей, речью. И тут же мысль: так мало мужчин, а на неприглядную, но озорную «кривоножку» Асю целых двое нашлось, а она ни за кого замуж не вышла…

Возникает мысль, что такое кино нам и надо смотреть, надо учиться жить легко, как они. Ведь фильм повествует о времени периода «оттепели», в нем показаны люди, пережившие все возможные тяготы нелегкой сталинской эпохи репрессий и войну. А они все еще шутят, радуются свежему хлебу, поют, веселятся с цыганами.

На 99 минут картины зал погрузился в атмосферу глубинки того времени. Восприятию не помешали ни черно-белое изображение, ни рябь, характерная для старых пленочных картин, ни широкий формат. Наоборот – это помогало глубже прочувствовать настоящую историю, историю нашей страны, какой она была тогда.

В целом, об этом и рассказал зрителям кинокритик Алексей Артамонов. Вопросы же, которые возникли по окончании фильма, скорее можно было бы адресовать режиссеру, чем гостю. Ведь они касались художественного замысла картины, причин включения некоторых кадров, самого сюжета. На некоторые вопросы Алексей смог ответить в силу своих глубоких киноведческих знаний (касательно конкретно этого фильма), а некоторые поставили в тупик даже его.

Весь 2017-й год «Инде» и «Мир» будут устраивать по одному пленочному показу с обсуждением в месяц, и приглашать на сеансы видных российских киноведов и критиков.

Алена Мирошниченко

Close
loading...