Ноябрь 25, 2017

Владимир Косенчук: «Задача ТК «Просвещение» — создать и воспитать медийщика»

Версия для печати
В гостях у советника при ректорате КФУ Юрия Алаева в программе «Акцент» побывал генеральный директор телекомпании «Просвещение», исполнительный директор Международной ассоциации студенческого телевидения (МАСТ) Владимир Косенчук. Темой для разговора стала перспектива, как просвещения телевидения в целом, так и студенческого телевидения в России.

Насколько мне известно, в России и в странах СНГ вы затеяли очень масштабный проект. 7 лет существует телепрограмма «Просвещение», сетка программы очень многообразна, в ней есть даже боевое искусство, а также изумрудная скрижаль, показывающая высокие знания. Однако то, с чем вы приехали в Казань, выходит далеко за рамки существующей программы и концепции телеканала. Можно в нескольких словах охарактеризовать этот проект?

— Да, вы правы, проект действительно большой, но он, к счастью, родился по инициативе студенчества, именно они были инициаторами создания Международной ассоциации студенческого телевидения. Наша ассоциация направлена на создание единого информационного пространства и на консолидацию молодежи в грамотности освещения событий в нашей стране и за рубежом. Сначала мы хотели создавать эту структуру как национальную, но после того, как на меня вышли представители вузов Армении, Белоруссии, Казахстана, мы приняли решение сделать ее международной.

В целом мне понятен замысел, но вы упомянули о создании единого информационного пространства, о консолидации, однако у нас существует Первый канал, существует большая тройка телекомпаний, которая, в общем и целом занимается тем же самым. Вы, насколько я понимаю, собираетесь сформировать такую консолидированную аудиторию, состоящую из студенчества и, по-видимому, то, что называют профессорско-преподавательским составом.

— Да, есть федеральные каналы, которые доносят точку зрения, воспроизводят и показывают каналы, которые нацелены на определенную аудиторию. Я преподаватель, доцент кафедры Московского государственного университета и как-то я две пары посвятил проблеме того, что смотрит молодежь, какие блогеры им интересны и почему. Вы знаете, я столкнулся с тем, что молодежь не смотрит федеральные каналы, они только в социальных сетях. Соцсети, конечно, разные: YouTube, VKontakte, они все предназначены для разных целей. Так вот МАСТ занимается как раз соцсетями в целом и каждой отдельно, зная заранее, кто является потребителями данной соцсети. Таким комплексом никто не занимается и созданный МАСТом портал будет направлен на эту молодежь, которая не вовлечена в просмотр федеральных каналов.

Сейчас МАСТ создает блогерские программы по 7 направлениям, в том числе техническом, творческом, культурном и эти блогеры должны именно эту информацию доносить до потребителей. Представьте себе, блогер, который будет понятными, интересными и качественными материалами обеспечивать молодежь по новым технологиям. Нас интересует не вся аудитория, а только та молодежь, которая сегодня социальна активна, та, которой интересно получать информацию. Наша задача в том, чтобы молодежь хотела и получала качественное образование и потом работала на благо России.

Вы сказали, что хотите привлечь определенную аудиторию. Возможно, мой вопрос покажется грубым. Но что вы можете предложить этой аудитории, чтобы ее вовлечь. Блогерство и телевидение это не покрывающие друг друга величины, вернее не тождественные.

— Дело в том, что когда мы создавали ассоциацию, мы планировали охватить только аудиторию вузов, где есть медиацентры, то есть медийную составляющую нашей молодежи. У нас не было таких амбициозных задач на тот момент, которые возникли сегодня, в результате работы МАСТа. Программа «Медиакузница», которая выходит регулярно раз в неделю, собирает до 75 тысяч просмотров в месячном исчислении. Ролик, который был посвящен конкурсу на лучший медиацентр, собрал  более 120 тысяч просмотров. Сегодня участвует в этом конкурсе 95 вузов.

Значит, какая-то потребность сейчас существует в этом?

— Потребность есть. Ведь сегодня, вы знаете, что 80-90% людей, которые работают в нашей сфере, не профессионалы. Они не заканчивали журфаки, они не учились на телевизионщиков.

Может быть и к счастью? В ряде случаев…

— Давайте не будем так говорить, а то все пойдут, не учившись, и наши факультеты останутся без студентов. Многие люди тоже хотят получать знания наших профессий. Понятно, он хороший историк, классный специалист в радиоэлектронике, но ему не хватает медийной составляющей для того, чтобы объяснить своим зрителям, как коллайдер работает. Так вот, мы как раз можем им в этом помочь. А МАСТ – это та точка, где каждый вуз, у которого есть эти специалисты, смогут прийти и предложить свои услуги на коммерческой основе или на какой-то другой взаимовыгодной и стать профессионалами в области медийщика.

Когда мы говорим  о студенческом телевидении, что мы имеем в виду? Это телевидение для студентов или то, которое делают студенты. Сейчас вы сказали о функции подготовки специалистов, о том телевидении, которое делается студентами, и студенты вырастают профессионалами. Но задачи консолидации, вовлечения в какие-то идейные конструкции – это все-таки задачи, которые по плечу профессионалам, а тренироваться надо, как говорится, на кошечках. Как совместить эти две ипостаси студенческого телевидения?

— В нашей доктрине это профессиональное производство руками студентов. Это вовлечение студентов в нашу профессию и создание контента, который востребован. Я преподаю в университете, где 70% детей-инвалидов. Тяжело? Тяжело, даже доплата есть, 3 тысячи рублей в месяц, но дело не в этом, дело в том, что все дети одинаковые, они все хотят получить компетенции в нашей профессии. Мы рассчитываем на людей, которые не только как у вас или у меня в семье воспитывались и знают, что такое телевидение с детства, с рождения. Ведь иногда люди меняют профессию по ходу жизни. И мы должны быть готовы к тому, чтобы подставить им плечо, помочь получить новую профессию.

Еще вопрос, правильно ли я понимаю. Вот мы входим в МАСТ, подписываем документы. Мы – я имею в виду КФУ, и наше телевидение получает, по крайней мере, в теории, выход на общероссийскую аудиторию?

— Казанский федеральный университет уже является членом МАСТ. Ректор КФУ, я надеюсь, согласится войти в попечительский совет. Вы являетесь опорным вузом, у вас уже открыто представительство МАСТ. Следовательно, вы уже получили возможность давать свои материалы на канал «Просвещение», который распространяется по всей нашей стране, уже на федеральном уровне.

В сутках 24 часа, в проекте вузов – 95. Контент, который производят телекомпании или медиацентры вузов, достаточно большой, по крайней мере, что касается нашего университета. Кто-то же должен фильтровать, отбирать?

— Первые программы нам приходилось резать почти в половину в связи с некачественным контентом. Как только вуз входит, мы первые программы смотрим, анализируем, а дальше даем, доверяем членам МАСТ делать программы. Мы знаем, что они на хорошем счету, в хорошем качестве, они не содержат экстремизма и ничего такого, чтобы было не разрешено Роскомнадзором. Они сами выбирают в редакции, какой сюжет нам прислать. Единственное – надо его обработать, посмотреть качество.

К сожалению, мы живем в меркантильном мире. И даже у такого проекта, нацеленного на просвещение, образование, существует своя экономика. Те вузы, у которых есть свои телецентры, они финансируют и они развиваются. Но насколько я понимаю, должен быть какой-то совокупный бюджет?

— Когда мы открыли канал, все средства, которые были накоплены, ушли на стартап канала. Но вот седьмой год как-то справляемся, получаем гранты от государства, президентские гранты. Ведь наши программы, как вы видели по сетке, действительно социально значимые. Мы в семье как детей воспитываем? На хорошем примере, с хорошей книжкой, а почему тогда на федеральных каналах мы воспитываем матом, ложью, взрывами?  На каком основании мы имеем право показывать это наши детям?

Я надеюсь, что канал «Просвещение», портал МАСТ и наша общая консолидация вузов, факультетов, будет востребована. Мы идем вперед и самое главное тут, конечно, иностранные государства, иностранные участники. Недавно, я разговаривал с Сербией, там два вуза будут вступать в МАСТ – это здорово, это уже Европа.

Нельзя ли вузы подключить в какой-то степени к членским взносам, например?

— У МАСТа есть членские взносы. 60 тысяч рублей в год. С одного юридического лица. Эта сумма была установлена на совете ректоров 2 года назад.

Но ведь маловато же?

— Речь не об этом. Многие вузы не могут себе даже камеру купить. Вуз вузу рознь. Я просто видел их, может даже им нужно еще доплачивать. У нас было это недавно, не буду называть регион, возникла необходимость в производстве одной программы, мы наняли сотрудников центра – членов МАСТа и мы это показали. Вот это взаимовыгодное сотрудничество должно нарастать. Мы должны, как сеть взаимодействовать, а не присылать группу, тратя огромные деньги на билеты, проживание. Наш проект грандиозный, в него надо подключать и школы тоже. Я не один, мы все вместе. Все понимают, что это нужно делать. Я думаю, мы справимся.

Владимир, я искренне желаю вам удачи. Когда мы с вами говорили до эфира, я попробовал представить масштаб затеваемого проекта, мне немножко стало страшновато. Но судя по тому, что вы говорите, как вы говорите, вы действительно уверены в том, что мы прорвемся. Я хочу вам искренне пожелать, чтобы это произошло. Чтобы канал «Просвещение» обрел новые качества, чтобы медиаструктуры вузов в России и странах СНГ работали в единой сети и на одну задачу. На то, чтобы воспитать человека, образовать человека.

— А умный человек всегда поймет, где правда, а где ложь. Наша задача, как раз создать и воспитать медийщика. Научив их грамотно работать, пользоваться русским языком так, как необходимо сегодня. Воспитать ту элиту в медиапространстве, которая будет давать информацию другим.

Спасибо вам большое за интервью. Удачи, успехов и главное не терять энергии. И, конечно, грандиозного терпения.

Подготовила Варвара Городникова

Close
loading...