Март 19, 2019

Феминизм Софии Копполы, или «Роковое искушение»

Версия для печати
За день до официального старта кинотеатр 3D Port Cinema (РК «Ривьера») провел предпремьерный показ фильма “Роковое искушение”. Сразу оговоримся: принятую на ура в Каннах ленту казанский зритель принял довольно неоднозначно. С десяток человек ушли с середины сеанса. В некоторых моментах, которые, казалось бы, никак не подлежат осмеянию, зал просто взрывался от смеха. И это вина не зрителей, которых можно принять за простых обывателей, а в первую очередь самого режиссера.

Фильм рассказывает о пансионе для девушек, который продолжает работать во время Гражданской войны в Штатах. Главные героини – это воспитанницы пансиона, южанки, ярые патриотки и аристократки, изучающие французский и овладевающие навыками безупречного шитья. Руководит пансионом мисс Марта (Николь Кидман) и учительница мисс Эдвина (Кирстен Данст). В их тихую и размеренную жизнь в лесной глуши врывается раненый янки–северянин (Коллин Фаррел). Их любовь к Родине, ненависть к войне и происхождение не позволяют принять врага в свой дом, но христианские правила диктуют обратное. И вот он уже не мистер янки, а капрал Джон МакБерни. Теперь он ужинает вместе со всеми, ухаживает за садом и за женщинами. Делает он это очень неуклюже – при первой же встрече признается в любви и отчаянно смотрит в глаза “возлюбленной”, пытаясь найти в них хоть каплю взаимности. На удивление зрителям женского пола эта взаимность приходит. И тут начинаешь недоумевать, как же так просто все воспитанницы от 12 лет и старше, включая учительницу и руководителя пансиона, начинают перед ним заискивать?!

Посмотрев трейлер, автор данных строк уверенно шла на фильм про страсть, про юных и опытных обольстительниц. На деле же название и тем более официальный трейлер совсем не соответствуют действительности. Единственной роковой красоткой здесь оказалась Эль Фаннинг, и то ее персонаж немного перебарщивает с сексуальностью, и от этого она похожа на простого озабоченного подростка.

Режиссер потратила огромное количество экранного времени на виды дома с колоннами, чтобы зритель успел насладиться пленочным форматом. Дом выглядит как настоящая каменная крепость, которая на фоне развивающейся войны по-прежнему стоит и держит взаперти юную Алисию (Эль Фаннинг) и уже увядающих мисс. Этот янки стал для них глотком воздуха, но попав к ним, он сразу почувствовал себя пленником. Эти женщины давно не видели мужчин, и оттого были готовы приютить даже врага.

Кажется, София Коппола в юношестве перечитала “Унесенных ветром” и решила свести все к матриархату и феминизму. Она создала прототип Скарлетт О`Хары в виде мисс Марты, которая обладает мужественностью, смелостью и способностью убить кого угодно, если это будет нужно. Но ни этот, ни остальные персонажи не были до конца раскрыты. Если в фильме 1971 года “Обманутый”, благодаря небольшому бэкграунду и озвучке мыслей героев, мы начинаем хотя бы понимать их поступки, то здесь логический ход с ходу кажется нарушенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единственный наиболее реалистично поданный персонаж – это второстепенная героиня, маленькая Джейн. Она настоящая аристократка, любительница игры на скрипке и с ног до головы конфедератка, которая до последнего твердила, что врагу не место в доме. На всех остальных просто приятно посмотреть, тем более, что Коппола снимала фильм на 35-миллиметровую пленку, отчего картинка вышла приторно сладкой с добавлением зефирных платьев и розовых ленточек.

Признаться, этот фильм немного подпортил мое отношение к Кирстен Данст. В кадре она выглядела неуклюжей и большой. Плюс минимум макияжа – и вот перед нами уже старая дева за 50. Эль Фаннинг выросла и перестала быть милой принцессой из “Малефисенты”. После “Неонового демона”, кажется, ей стали симпатичны роли аристократичных развратниц. Николь Кидман отлично подошла роль руководительницы пансиона. В конце фильма вы увидите ее фирменный невероятно обольстительный взгляд, который выразил, наверное, главную мысль фильма: женщина – страшная сила. Во время войны она теряет свои милые безобидные женские привычки, берется за ружье и становится сильнее, чем мужчина, потому что при ней остается обаяние и красота.

Алиса Юнусова

Close
loading...