Декабрь 15, 2017

«Глиняное королевство»: жизнь по правилам

Версия для печати
Совсем скоро в Казани начнется XIII фестиваль мусульманского кино. Всего будет представлено около 60 фильмов из стран 27 стран. В кинотеатре “Мир” началась серия пресс-показов, чтобы не потеряться в таком разнообразии кинолент. Журналист портала DragonNews побывал на первом показе фильма “Глиняное королевство”.

Отбор

В этом году отборщикам фестиваля пришло более 700 заявок на участие. Главный критерий — принципы гуманности и добра. Например, фильм “Горящие птицы” не вошел в программу фестиваля из-за сцен насилия, хотя, по словам исполнительного директора фестиваля Миляуши Айтугановой, эта картина без проблем могла бы пройти на «Кинотавр», в Карловы Вары или Пусан. Помимо самих фильмов, организаторы тщательно проверяют биографию и фильмографию звезд кинематографа, и просматривают фильм-открытие вместе с Духовным управлением мусульман РТ и муфтием, чтобы в фильме не оказалось сцен, не соответствующих канонам ислама.

О фильме

“Глиняное королевство” — это дебютная работа бангладешского режиссера Биджон (псевдоним).

Режиссер рассказывает нам историю 11-летнего Джамаля из небольшого селения. Он беззаботно живет с мамой, работает в велосипедной мастерской и иногда носит портфель маленькой девочки – дочери людей, которые дали кров и еду его семье взамен на служение.

Бангладеш – это место, где люди до сих пор живут по древним традициям. Уже с первых кадров мы видим, как подругу Джамаля в раннем возрасте выдают замуж. Дети пытаюсь противостоять этой традиции – она сбегает вместе с Джамалем из “свадебного кортежа”, но взрослый мир в виде служащих жениха и его семьи настигает детей. Девочку забирают в большой дом, а Джамаль с этого дня утратил вкус своей беззаботной жизни. Он пытается найти новых друзей и ответы на серьезные вопросы: живут ли ведьмы на луне? Мальчик мечтает поступить в школу, но взрослый мир снова все усложняет. И простые детские мечты становятся недосягаемыми.

Над фильмом работала бангладешская команда, которая училась в Лос-Анджелесе. И, кажется, учеба в Америке повлияла на режиссера – фильм снят по-голливудски. Видно, что это работа дебютанта, потому что личный почерк еще не прослеживается, но, несмотря на это, Биджон хорошо проработал акценты. Вообще сам фильм очень метафоричен, это же отметила и Адиля Хайбуллина (член отборочной комиссии). В начале фильма мальчик одет в красную майку, он противостоит этому миру, не хочет мириться с правилами, работать. Когда он решает самостоятельно пойти и  поступить в школу, он надевает зеленую рубашку как знак примирения с миром. Его мама предстает перед нами в желтой одежде среди засохшей желтой листвы. Она самый светлый герой из представителей взрослого поколения. Конечно, режиссер не открыл ничего нового, но все эти цветовые детали и плавный монтаж раскрывают внутренний мир героев. Стоит отметить, что вся канва держится именно на этом мальчике. Из его истории мы узнаем о традициях этого мира. При этом текста у героя не так много, мы читаем все из крупных планов, которые показывают его эмоции.

Название фильма тоже метафорично. С одной стороны режиссер показывает нам быт маленького селения, и мы видим, что все живут в маленьких, глиняных домиках. С другой стороны, люди сами создали это королевство и придумали правила, с которыми кто-то мириться, а кто-то разбивает эту хрупкую обожженную глину.

По словам Адили Хайбуллиной, этот фильм привлек членов комиссии гармонией, тем, как мальчик пытается существовать в этом мире, при этом не предавая себя и свои внутренние правила.

Фестиваль

В этом году фестиваль обещает быть интересным. В конкурсной программе есть работы ученицы Александра Сокурова, Киры Коваленко “Софичка” и ученика Алексея Учителя, азербайджанского режиссера Анара Аббасова “Амун”. Фильм-открытие “Наш проповедник” будет показан широкой аудитории в формате open-air на Пушечном дворе.

Алиса Юнусова

Close
loading...