Октябрь 17, 2017

Журналист меняет профессию: Проводник вагона

Версия для печати
Портал DragonNews продолжает серию публикаций в рамках цикла «Журналист меняет профессию». Наши авторы — студенты-журфаковцы – за прошедшее лето успели попробовать себя в разных профессиях. Ранее мы писали о работе стюарда в рамках Кубка Конфедераций-2017,  SMM-специалиста и работника «Макдоналдса».  Сегодня своими впечатлениями делится Дарья Черницына, которая буквально проколесила этим летом полстраны. О непростой работе проводника – далее от первого лица.

Вот уже второе лето я делаю выбор в пользу студенческих отрядов и работаю проводником пассажирского вагона. На 1 курсе весной я вступила в студенческий отряд проводников и с тех пор преодолеваю радости и тягости этой профессии вместе с ними.

Начнем по порядку. Чтобы стать проводником, необходимо пройти курсы. Их бесплатно и для всех желающих проводит штаб российских студенческих отрядов. Курсы начинаются весной и заканчиваются экзаменами в конце мая.

И вот ты успешно сдал экзамен, досрочно сдал сессию, в руках у тебя билет в счастливое лето, а рядом новые друзья из твоего отряда. В основном отряды проводников работают от других городов. Нам выпала возможность работать от Санкт-Петербурга.

Почему же студенты отдают предпочтение этой профессии, и работают здесь по несколько лет, а кто-то и вообще остается в ней?

Плюсы работы проводника:

  • Возможность путешествовать. За свои 2 рабочих лета и зиму я открыла для себя Москву, Санкт–Петербург, Мурманск, Анапу, Смоленск, Ржев, Ярославль, Архангельск и даже Сухум (столица Абхазии). В столицах я жила неделями, а в некоторых городах по несколько часов. Вместе с отрядом мы открывали для себя новые маршруты, купались в море и видели красоты Карелии, пробовали местную еду.
  • Возможность заработать. Объем заработка зависит от количества отработанных часов. За себя могу сказать, что зарплаты хватает оплатить большую часть стоимости учебы в университете. В целом студент должен отработать 450 часов.
  • Возможность общения. В поездах ездят представители всех классов, наций и статусов. Будь перед тобой бизнесмен, ребенок или бабушка – к каждому нужно найти подход, чтобы не омрачить поездку ни ему, ни себе. Это своеобразный урок психологии, а судьба так и дает тебе каждый раз разного типа человека, а ты гадай, как и что.
  • Профессия проводника изнутри. Мне всегда задают вопрос: а что входит в обязанности проводника? Для меня этот вопрос забавен, ведь профессия максимальна прозрачна, ты всегда на виду у пассажиров, так что таких вопросов вроде не должно появляться. Но есть свои особенности и своя романтика.

Когда проводник встречает вас, он аккуратно выглядит, проверяет у вас билеты и документы. В вагоне уже разложено постельное белье, везде порядок и чистота. Во время поездки вы можете к нему обратиться в любое время, он вас всегда разбудит перед нужной станцией, а также предложит чайную и сувенирную продукцию. Но перед этим проводник проходит настоящую школу выживания: он мог не спать до этого сутки, только приехать с другого рейса и сразу же отправиться в другой, причем порой совершенно для себя неожиданно. У него может даже не быть с собой еды на рейс, ведь в мире российских железных дорог неорганизованность – постоянное качество.

Первое, что обязан делать проводник – принять вагон. Он проверяет наличие всего, что должно быть в поезде: подушки, матрасы, одеяла, ложки/вилки, зеркала, огнетушители и многое другое. Затем проводник принимает в мешках чистое постельное белье, раскладывает его в салоне, следит за уборкой – это осуществляет отдельная клининговая компания. После этого он принимает продукцию, которую необходимо продать пассажирам и отправляется в рейс.

После завершения рейса проводник убирает вагон, считает грязное белье и укладывает его по мешкам, принимает душ, возможно, у него хватит времени сходить за продуктами и далее – в обратный путь. Постоянные проводники поездов уже редко ходят на пляж или знакомятся с городом. Мы же, студенты, даже после бессонной, порой суточной смены, все равно бежали гулять по новым местам.

Но как же без минусов? Увы, и здесь не обходится без отрицательных моментов:

  • Риск материальной ответственности. Перед рейсом проводник принимает вагон. По описи он смотрит, чтобы все, что числится по документам, находилось в вагоне. Если же он чего-то не увидел, недоглядел и подписал соответствующий документ, то в следующий раз это будут спрашивать уже с него. Поэтому все, вплоть до чайных ложек, пересчитывается. К сожалению, большое количество пассажиров ворует: стаканы, подстаканники, одеяла, постельное белье. Потом все это выходит в круглую сумму у проводника. Именно поэтому мы всегда фиксируем, кто взял приборы и следим, чтобы он не забрал их с собой. К примеру, подстаканник стоит 500 рублей, а шерстяное одеяло – 800 руб.
  • Начальник-самодур. В каждом составе есть ЛНП – линейный начальник поезда. Именно он отвечает за работу всей бригады, имеет связь с машинистом, он же решает все проблемы по ходу рейса. Но каждый начальник имеет свои взгляды на обязанности проводника. Например, есть и такие, кто запрещает читать книги в свободное время.
  • Несмотря на то, что летом открывается большое количество дополнительных поездов и маршрутов, желающих работать тоже много, так что работы хватает не всем. Этим летом мы сидели несколько раз без рейсов, один раз даже неделю. Многие по этой причине увольняются раньше срока и уезжают домой. К сожалению, и общежития от работодателя не всегда бывают.
  • Старые вагоны. Да, на железной дороге большинство поездов до сих пор с советских времен, не отвечающих современным требованиям. И розеток мало, нет ни кондиционера, ни биотуалета. Когда ты слышишь эти претензии от пассажиров, ты понимаешь, что твоей вины в этом нет, да и сам от этого вагона не в восторге. Но таковы российские реалии. Особенно мне понравилась одна фраза нашего поездного электромеханика: «Интересные люди, в России везде все плохо, но вот в поезде все должно быть обязательно хорошо». Старые вагоны – особая острая проблема: в них люди замерзают зимой, так как они уже все дырявые, и не выносят жары летом.  Благо, иногда пассажиры все-таки задумываются о нашем состоянии. Так, этим летом по дороге в Сухум, когда в вагоне было +45 градусов,  меня спросили: «Девушка, нам вот очень жарко, а мы просто лежим, а вы еще и работаете, да еще и в форме».
  • Ну и «любимые» пассажиры. Атмосфера, настроение рейса во многом зависит от пассажиров. В каждом рейсе будут тихие и незаметные, болтуны и хохотушки, вредин и глупых людей тоже хватает. Иногда люди задают очень глупые вопросы, а многие пассажиры в вагоне становятся детьми и открыто называют нас своими мамами и няньками. Многие люди безответственны, прыгают из вагонов на ходу, приходят на поезд без документов и билетов, а потом из-за них срываются стоп- краны и пишутся объяснительные. Им-то ничего, они завтра выйдут из вагона и будут жить дальше, а тебя могут лишить из-за этого работы. Порой люди не задумываются над такими вещами.

Вот такой он мир проводника, веселый и интересный, сложный и ответственный. Это своеобразная школа жизни, где тебя научат быть смелой и серьезной, где ты научишься отвечать и постоять за себя, где ты увидишь настоящую жизнь, не ту, что в фильмах и книжках. Это всегда риск. Ну а чем еще заниматься, когда ты молодой?

 

Close
loading...