Декабрь 15, 2017

Серебряный век воцарился в Изомузее

Фото: Салават Юнусов

Версия для печати
В Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка «Русская живопись конца XIX – начала XX века», которая продлится до 21 января. Экспозицию собрали сотрудники ГМИИ РТ и Русского музея.
Петербургские коллеги поделились с казанскими музейщиками не только знаменитыми полотнами художников Серебряного века, но и привезли картины из своих запасников, которые выставлялись не больше двух раз после реставрации. Поэтому эта совместная выставка – отличная возможность увидеть вживую те работы, которые раньше можно было увидеть лишь в миниатюре в учебниках искусствознания.

Фото: Салават Юнусов

В первом зале представлены работы художников-реалистов – Репина, Серова, Фешина, Кардовского, Пастернака, Колесникова и Кустодиева. Пожалуй, здесь самой впечатляющей является картина Леонида Пастернака «Под зеленой лампой (за чтением)». На ней мы видим мужчин, которые собрались вокруг лампы и взялись за чтение. Из-за совпадения зеленых оттенков света от лампы на полотне и интерьера музея размываются границы, и создается ощущение присутствия, будто сам сидишь за этим столом и стараешься не дышать, чтобы не нарушить тишину.
В оппозицию реалистам особое внимание на выставке уделено художникам-мирискусникам, начинавшим свою деятельность в журнале «Мир искусства». Это было объединение не только художников, но и поэтов, писателей. Чуть позже литераторы ушли и создали новый журнал «Белый путь», а редакция из художников переросла в творческое объединение. Для них искусство не было отражением жизни. В своих работах они старались перенестись из реального мира в иллюзорный. В каждом зале есть представители этого объединения: Добужинский, Серов, Бенуа и другие. Одна из картин такого художника не оставит равнодушным. Георгий Верейский на полотне «Под старыми липами» гениально подобрал цвета для фиксации обыкновенного зимнего вечера. Небо фиолетового оттенка отражается в сияющем снеге, и это глаза смотрящего воспринимают как буйство холодных синих оттенков. Нетипичное для зимних пейзажей отображение.

Фото: Салават Юнусов

Во втором зале играл квартет из скрипок и виолончели. Музыка и картины переносили в мир творчества, искусства. Некоторые работы, например, как «Тропический пейзаж» Богаевского, затягивали в калейдоскоп красок и мазков. Хотелось изучить каждое действие художника, чтобы понять его технику. Эта картина похожа на гобелен, хотя писалась на холсте маслом. Кажется, что художник наносил мазки всего один раз и через не прокрашенные места виден холст, причем само полотно похоже на грубую мешковину.

Картина Виктора Зарубина «Богомольцы» собрала вокруг себя много зрителей. Это полотно реставрировалось два года назад и после выставлялось всего дважды, но привлекла внимания она не поэтому. Работа очень большая и изучать ее можно долго. Богомольцы поднимаются в гору, на вершине которой стоит церковь. Художник поиграл со светом, и получилось так, что солнечные лучи пробивались через тучи на людей, которые дошли до церкви. Все те, кто еще продолжает свой путь, идут в тени. Интересно посмотреть на каждого человека: кто-то с котомками на спине, кто-то с детьми, но все получились какими-то одинаковыми. Все в длинной одежде и со сгорбленными спинами – служение Богу не простой труд.

Фото: Салават Юнусов

Не менее интересным художником на выставке оказалась Надежда Лермонтова и ее «Автопортрет». Увидеть ее творчество — большая удача – картины не так часто выставляются и на фоне остальных художников Серебряного века, она слегка затерялась. Даже искусствоведы, присутствовавшие на выставке, признались, что для них Лермонтова – это большое открытие. На полотне она изобразила себя лежащей на зеленом диване в черном платье. Чувствуется влияние или просто схожесть с «Юной декаденткой»  Рамона Касасаса. Передано то же настроение, те же цвета и стиль. Ее меланхоличность обворожительна, наверно, именно этим картина и привлекает внимание.

Фото: Салават Юнусов

Экспозиция несет не только эстетическую миссию. Организаторы выставки сообщили, что в их планах проведение научно-практических семинаров и лекций от экспертов Русского музея для казанцев, которые захотят узнать об искусстве больше.

Алиса Юнусова

Close
loading...