Декабрь 15, 2017

«Салют-7»: Поднимаем уровень патриотизма в крови до космического

Версия для печати
В кинотеатре «Grand Cinema», что находится в ТРЦ «Suvar Plaza», прошел предпремьерный показ одного из самых ожидаемых фильмов в российском кинопрокате – «Салют-7».

Картина приурочена к 60-летию начала космической эры, запуска первого искусственного спутника Земли и основана на реальных событиях. Основа сюжета – авария на космической станции «Салют-7», которая находится на орбите в беспилотном режиме. Для выяснения причин СССР срочно нужно отправлять экипаж, ведь в противном случае 20-тонное сооружение может упасть на Землю и стать причиной многочисленных жертв. К принятию экстренных решений подталкивают и американцы, которые вот-вот отправят в космос свой шаттл. Напомним, на дворе 1985 год, разгар холодной войны, идет активная борьба за технологии, освоение космоса и, как следствие, мировое влияние.

В полет отправляются опытный космонавт Владимир Федоров и инженер Виктор Алехин, который практически своими руками собирал станцию на Земле и никогда до этого не бывал в безвоздушном пространстве. Впереди не одно тяжелое испытание, не один шаг против приказов командующих и не одна ситуация морального выбора. Ведь полет к станции «Салют-7» в 1985 году считается одним из сложнейших за всю историю космонавтики.

Фильм Клима Шипенко непроизвольно, уже с самого трейлера, тянет сравнить с недавней работой Дмитрия Киселева «Время первых». Оба о космосе, об отечественных героях, о достижениях Советского Союза. Даже бюджет обоих фильмов одинаков – 400 миллионов рублей. Рейтинг ожидания у картин на «КиноПоиске» очень высокий: «Время первых» — 80%, «Салют-7» — 93%. В целом, отчего бы и не сравнить, ведь это интуитивно начнет делать каждый, кто смотрел фильм о Беляеве, Леонове и Королеве. А тем, кто не смотрел еще ни одну из этих лент – советуем, нам есть чем гордиться!

Вернемся к «Салюту-7». Признаться, еще с просмотра трейлера была уверенность в успешности картины, однако кастинг вызывал сомнения. Изначально не подлежит обсуждению выбор актера на главную роль Владимира Федорова. Его сыграл Владимир Вдовиченков, которого мы любим за его сильных персонажей в фильмах «Бумер», «Параграф 78», «Тарас Бульба», «Левиафан». В «Салюте-7» он проявил себя ничуть не хуже, человек, который любит идею и страну, но не мыслит себя без космоса, был сыгран глубоко, прочувствованно.

И хотя главных героев двое, акцент сделали, все-таки, на Федорове, по крайней мере, раскрыли этого персонажа гораздо лучше, чем Алехина. Эту роль исполнил Павел Деревянко. Фильмов с его участием достаточно много, но ассоциируется он больше как комедийный актер. Среди последних работ: «СуперБобровы», «Пятница», «Ржевский против Наполеона». Деревянко в серьезной роли еще в трейлере мог вызвать опасение, сможет ли быть воспринят такой героический персонаж в исполнении актера, который бесподобно умеет смешить. Однако переживания были напрасны, все смотрелось весьма гармонично.

Нельзя обойти стороной еще одного персонажа. Он скорее относится к второстепенным, однако без него лента не была бы такой сильной. Это руководитель полетов, которого исполнил Александр Самойленко. Человек, в руках которого жизни космонавтов, от которого требуется не меньший героизм и смелость, чем от тех, кто далеко от Земли, вышел очень правильным: сильным, душевным и правдивым. Хотя опять же – один взгляд на актера ранее вызывал в памяти лишь комедийный сериал «Папины дочки».

К слову, во «Времени первых» акцент тоже сделан на трех личностях: космонавтах Алексее Леонове (Евгений Миронов), Павле Беляеве (Константин Хабенский) и генеральном конструкторе Алексее Королеве (Владимир Ильин). Здесь персонажи представлены полней. Наверное, поэтому хотелось увидеть в «Салюте-7» еще и более развернутую историю руководителя полетов. Но, идея, пожалуй, немного отличается.

Фильм в целом можно даже анализировать как книгу: множество весомых деталей, сложных образов, идей и монологов, сильных в своей простоте. Как во многих русских произведениях, здесь надо отметить и образы женщин. Они раскрыты здесь минимально, но вместе они составили общую картину хлебосольной, заботливой и любящей жены советского героя.

В книге саундтреков не бывает, но в кино без них никак. Здесь звучат музыкальные символы того времени: Пугачева, «Земляне», Пуговкин, Высоцкий. Вроде незатейливо, но добавляет ленте патриотического контекста.

Разумеется, там, где речь заходит о космосе в кинематографе, не обойтись без спецэффектов. И в данном случае их явно не хватило. Даже не столько графики, сколько динамики. «Время первых» в этом плане смотрится более выигрышно.

Но в таком кино, пожалуй, не это важно. Для россиян. Потому что западный зритель давно избалован компьютерной графикой, практически не отличимой от реальности. Основным же препятствием все-таки может стать менталитет. Даже российской молодежи, выросшей уже не в СССР, ближе советская действительность, чем далеким в этом плане европейцам и американцем.

Здесь гораздо ярче, чем эффектность, экшн, стоит проблема героизма, патриотизма, морального выбора. Именно это делает ленту мощной и цепляющей за душу.

История буквально оголяет души героев. Настолько часто персонажи демонстрируются в метаниях, в процессе принятия решений, поиска правильного выбора. А на деле его не существует вовсе. Вот и зритель во время просмотра фильма непроизвольно перекладывает выбор на себя: «А как здесь поступить-то? Как правильно?»

Вывод после просмотра: идти однозначно. Как показывает практика, далеко не все из нас знают историю собственного государства, а ведь она полна интереснейших личностей, ситуаций. Здесь к тому же удобная для восприятия форма – кино. Да и ведь сыграно чудесно! А если «Салют-7» в чем-то и уступает «Времени первых», то, поверьте, весьма незначительно. Здесь важно помнить одно — реальность описываемых ситуаций. О них мы должны просто знать и помнить.

Алена Мирошниченко

Close
loading...