Ноябрь 25, 2017

Минута славы для преподов журфака рейтинга не дала

Версия для печати
В Белгородском государственном научно-исследовательском университете прошла международная конференция «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации». С докладом на одном из ее секционных заседаний выступил доцент кафедры журналистики КФУ Роман Баканов.

Понаехали тут

Два дня, три пленарных заседания, столько же мастер-классов и круглых столов, шесть секций, более восьмидесяти участников – вот протокольные цифры научного мероприятия. К примеру, в его программе были запланированы доклады профессора Государственного института русского языка им.А.С.Пушкина Веры Богуславской, профессора факультета журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова Александра Тертычного. Эти известнейшие в России и за ее пределами ученые – современные лидеры в области журналистиковедения и изучения происходящих в области массовых коммуникаций процессов.

Перед началом конференции существовала надежда не только на дискуссии ученых мужей и дам о том, как теперь наше слово отзовется и как вернуть аудитории доверие к журналистам, но и на своего рода «межпоколенческий баттл». У молодых сейчас свой взгляд на то, как и о чем писать, что считать журналистикой, как завладеть умами аудитории. Более половины из всех заявленных участников конференции – магистранты, аспиранты и ассистенты кафедр разных вузов страны. Предстояло выяснить, в чем предмет их научных исследований, каковы результаты творческого поиска.

Как конфу вы назовете…

Проясним и терминологию. Дискурсология и медиакритика – относительно новые и близкие друг другу направления в журналистиковедении, развивающиеся в России с 1990-х годов.

«Медийная критика призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ, – говорит профессор факультета журналистики БелГУ Александр Короченский. – Она является одновременно и способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое должно бы отражать «блеск и нищету» современных средств массовой информации, оказавшихся в рыночной среде».

Иными словами, медиакритика – это анализ повседневного содержания СМИ: о чем они говорят и пишут, под каким углом зрения, какую интонацию используют, на кого ссылаются, кто выступает экспертом. О чем не упоминают в СМИ – это тоже предмет исследования медиакритики.

Профессор Короченский – авторитетная личность и в науке, и в журналистике. Именно он первым в России в 2002 году издал монографию, в которой назвал медиакритику пятой властью и выявил ее цель, задачи, функции, рассмотрел историю становления в мире. Годом позже в Санкт-Петербурге защитил докторскую диссертацию «Медиакритика в теории и практике журналистики». В 2005-м приехал в Белгородский университет и по поручению ректора стал первым деканом создаваемого там факультета журналистики. С тех пор в местном вузе проводится ежегодная научно-практическая конференция, посвященная разным аспектам журналистики.

Вот и в этот раз Александр Петрович, уже просто профессор, по его словам, «завязавший с деканством» полтора года назад, показывает гостям университет и ведет их в новый корпус на открытие конференции и ее пленарное заседание.

Докладчики, к трибуне!

Оно получилось насыщенным и познавательным. Коллеги задавали друг другу много вопросов. Представители разных вузов рассказывали о состоянии журналистики в их регионах, влиянии власти на печатное или эфирное слово, перераспределении медийных активов среди региональной политической и экономической элиты. Так, завкафедрой журналистики Новгородского госуниверситета им.Ярослава Мудрого Татьяна Каминская в своем докладе попыталась осмыслить качество и возможную эффективность предвыборного медиадискурса региона (как и в большинстве субъектов РФ в Новгородской области недавно сменился губернатор – прим. ред.). По мнению исследователя, местные жители почти не заметили предвыборную кампанию: публикации в СМИ если и были, то редкие. Кто знает, вдруг политтехнологи сознательно сделали ставку на низкую явку избирателей. Можно ли в таком случае говорить о поддержке нового лидера области большинством населения? На примерах выступлений региональных газет Каминская показала, каким образом осуществлялось медийное сопровождение первых месяцев работы нового губернатора.

Эффективность восприятия медиатекста – центральная тема не только пленарных, но и секционных заседаний конференции. Ученые изучают, как аудитория воспринимает опубликованные в газетах и журналах, а также в новых медиа, тексты. В последние пять лет число исследовательских работ на эту тему в России и за рубежом заметно выросло.

Журналист уже выпил яду

«Сейчас уже вряд ли стоит говорить о журналистком произведении. Лучше – о медиатексте», – первые слова московского профессора Веры Богуславской заставляют внимательнее прислушаться к ее докладу. По мнению спикера, эпоха цифровизации – это изначально создание нового продукта в цифровой форме с новым функционалом и потребительскими свойствами. Здесь должен быть принципиально иной подход к делу. Сначала надо задать себе вопрос: «Кто наши клиенты?», затем понаблюдать за ними и понять, что им нужно, предложить то, что им требуется в данный момент. И технология здесь – скорее инструмент, чем цель.

Серьезные изменения продолжаются и в области медиакоммуникаций. Сегодня тираж газеты или журнала уже трудно воспринимается как количество экземпляров, а скорее как величина аудитории, газета или журнал становятся мультиформатной сетевой медиаплощадкой. Текст в чистом виде тоже ушел в прошлое: теперь его нужно воспринимать как мультимедийный контент с гиперссылками, цитатами, иллюстративным материалом и комментариями читателей. Впрочем, читателей ли? Результаты исследований психологов последних лет свидетельствуют, что современные люди тексты читают все реже, а чаще – смотрят. «Сканируют» глазами. Найдут «зацепку», обратят внимание и, возможно, сосредоточатся на информации, а если нет, то автору стоит надеяться лишь на визуальный материал…И как в таких условиях авторам текстов организовывать диалог с аудиторией? Да и нужен ли он вообще?

Как в таких условиях работать журналисту… Никак, потому что он умирает вслед за своим читателем. Длинные тексты и постижение серьезных проблем сейчас слабо востребованы, куда проще и быстрее написать краткую заметку, сделать пост с фото в соцсетях, придумав провокативный заголовок. О том, что в таких случаях увеличивается число этических нарушений, участники конференции говорили между делом. Вот здесь и нужны медиакритики, которые выполняли бы постоянные экспертизы качества современного медийного содержания. Но где их взять? Это тема для отдельного разговора.

Итак, журналист перерождается в автора или коммуникатора. Он теперь не создает, а формирует тексты. Формирует из мнений экспертов, цитат других СМИ, имеющейся у него фактуры, комментариев аудитории, визуального ряда. На словесно-стилистические изыски времени нет. Вместо них конкретика, однозначность словоупотребления и агрессивность лексики. Плюс канцелярский стиль там, где должен быть публицистический.

Коллеги, изучающие филологическую сторону деятельности СМИ, в своих докладах на конференции констатировали резкое увеличение канцелярских фраз в журналистских произведениях.

«Может, кто-то переписывает пресс-релизы и вставляет их в свои статьи?» – робко спросила аспирантка из Белоруссии во время обсуждения очередного выступления на одной из секций.

Современные медиатексты формируются в том числе с использованием этих документов – практика довольно частая.

А вот «межпоколенческого баттла» не получилось. Молодежь проиграла в численном составе: многие участвовали заочно. Современным средством коммуникации – Скайпом – воспользовалась только спикер из Архангельска.

Это лекарство в аптеке не купишь

Собственно медиакритике на конференции в Белгороде была посвящена всего одна секция «Теория, история и практика медиакритики в России и за рубежом». Но и ее организаторам пришлось объединить с другими направлениями, потому что многие из заявленных в программе спикеров (в том числе и столичный профессор Тертычный) по разным причинам не приехали. Из-за ограниченности по времени каждый докладчик мог рассчитывать на 12 минут выступления и еще пятиминутку ответов на возможные вопросы. Обсуждали качество работы медиакритиков американских общественных организаций, возможности и перспективы преподавания интернет-журналистики в современном вузе, новейшие тенденции визуализации в журналистике и некоторые другие темы.

Автор этих строк сделал доклад по итогам изучения содержания качества телевизионной критики в «Литературной газете», назвав его так: «Проявления речевой агрессии в творчестве современных телекритиков “Литературной газеты”». В этом издании речевая агрессия – регулярный прием формирования отрицательного обественного мнения к современным телепередачам, а также работе некоторых телевизионных ведущих: Владимира Познера, Ивана Урганта и других. Телевизионная критика в современной «Литературной газете» – один из инструментов воздействия на аудиторию. Идет пропаганда имеющихся у авторов статей определенных ценностей и взглядов. Тем самым происходит подмена функций этой области журналистики: вместо объективного анализа содержания СМИ аудитории уже предлагается или даже навязывается оценка со стороны критика.

В европейских странах или США иначе: там контроль над содержанием СМИ осуществляют специально созданные общественные организации или учебные заведения. Там стараются представить объективную оценку содержанию медиа, без навязывания определенной позиции.

Закрывающее работу конференции выступление Александра Короченского прошло на негативе. По его мнению, лишком много стало у нас обывательской критики. Виноват интернет, где каждый имеет право высказаться. Авторитет критика сегодня очень низкий, ценные мнения можно искать долго, распространены оценочные бездоказательные суждения.

«Если такая практика продолжится, аудитория вовсе разучится думать, а журналисты продолжат манипулировать аудиторией», – уверен профессор.

Все дни научного форума лейтмотивом проходила мысль, что умение критически думать и осмыслять то, что написано в современных медиатекстах, – одно из профессиональных требований к современному журналисту (автору). Он должен уметь видеть работу коллег, анализировать ее и перенимать лучшее. Формировать критическое мнение необходимо со школьных лет. Медиакритика может стать для прессы, скажем так, лекарством от необъективности и «передергивания» фактов, которое не купишь в аптеке.

«Это Белгород. Нас не поймут»

Кроме научной программы участники конференции побывали в редакциях гостелерадиокомпании «Белгород» и в издательском доме «Мир Белогорья», выпускающем шесть печатных изданий для разной аудтории и другие проекты. Преподаватели из городов России и не только побывали в студиях ГТРК «Белгород», смогли на минуту почувствовать себя ведущими телевизионных или радионовостей, осмотрели современный студийно-монтажный комплекс, зашли в редакции поздороваться с корреспондентами. Экскурсию по зданию телерадиокомпании провел ее директор Юрий Помельников. Он рассказал не только об успехал, но и трудностях, с котороми приходится сталкиваться. По его словам, журналисты стоят в очереди на работу сюда. Берут на практику и лучших студентов белгородского журфака. При трудоустройстве важны не только практические навыки, но и оценки в дипломе.

«Троечникам сюда вход заказан», – резюмировал Помельников. Получить работу здесь нелегко, а вылететь за нарушение дисциплины можно в два счета.

О том, как сохранить печатные СМИ, участники конференции говорили в издательском доме «Мир Белогорья». Входящие в этот холдинг СМИ за несколько последних лет не потеряли, а приобрели новых подписчиков. Гости узнали о специфике каждого издания, их содержании, как происходит освоение интернет-пространства, организуется работа с аудиторией в социальных сетях. Главный редактор сайта www.belpressa.ru Ирина Хорошевская подробно рассказала о работе современного журналиста, приемах привлечения внимания к текстам, о том, насколько сложно было перестраивать журналиста писать «под интернет». К внедрению нового здесь относятся осторожно. Например, автор этих строк предложил создать каждому СМИ еще и Телеграм-каналы по типу некоторых казанских медиа, но Хорошевская пожала плечами: «Это Белгород. Здесь люди этого не поймут. Рановато».

Встреча, запланированная программой на сорок минут, продолжалась около полутора часов. Уходить не хотелось.

Это называется теоретики добрались до практиков. А ведь скоро преподы вернутся в родные вузы, снова погрузятся в заполнение учебных программ, подготовкам отчетных бумаг к внеплановым проверкам. Такая практика и до формирования медиатекстов с помощью пресс-релизов и приказов начальства довести может.

Автор текста и фото Роман Баканов

Close
loading...