Ноябрь 25, 2017

Лев Толстой и связь кино с литературой

Версия для печати
25 октября в день традиционных мастер-классов в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ профессор Тульского государственного педагогического университета Евгения Райхлина рассказала студентам о мировом кинематографическом взгляде на наследие Льва Толстого.

В Туле вместе с коллегами она не первый год учит понимать кино в рамках авторского курса «Лев Толстой и искусство кинематографии», а теперь пришло время по-новому взглянуть на кино и будущим журналистам КФУ. Корреспондент DragonNews записал основные тезисы лекции о важности связи кино и литературы.

Тезис первый. Кино самое молодое искусство, но требует особого восприятия

По словам профессора, кино недостаточно просто увидеть, его нужно прочувствовать, чтобы в сознании человека возникли ассоциации и желание рефлексировать увиденное. В этом и состоит первое сходство литературы и кино, когда читатель или зритель обязательно додумывает, что происходит за кадром или что чувствует герой, если об этом не говорится в тексте.

Русские кинематографисты одними из первых почувствовали близость двух видов искусств, поэтому первый русский опыт в кино связан именно с литературной классикой и литературным фольклором — первый русский фильм «Понизовая вольница» представляет собой экранизацию фрагмента одноименной пьесы Василия Гончарова. И сегодня эта тенденция продолжается: Пушкин, Толстой и Достоевский — три самых популярных писателя, к которым обращается мировая кинематография.

Тезис второй. Режиссеры, снимающие кино на мотив произведений Льва Толстого, применяют в кино те же художественные приемы писателя

В 1919 году потрясенная от гражданской войны Россия увидела фильм «Поликушка» режиссера Александра Санина, решившего снимать кино, пока на актерском поприще возник кризис. Как известно, дважды велосипед не изобретают, поэтому режиссер просто прочувствовал и понял, в чем сила Льва Толстого, и использовал те же художественные приемы, которые придумал сам писатель.

Герои Санина показываются в своем развитии, от порока к добродетели или наоборот, — это и есть та самая «диалектика души человеческой», термин, знакомый со школьной скамьи. Достичь достаточного психологизма помогают смена точек зрения на события и смена масштабности происходящего — от истории масс до судьбы отдельно взятой семьи или человека.

Кино удалось, критики всерьез заговорили о том, что искусство кинематографии не так просто, чем может показаться — эмоции и чувства человека, его переживания и духовная сила вполне могут быть отражены в искусстве. Это было настолько большое открытие, что американские журналисты включили ленту в список лучших фильмов года — первый успех российского кинематографа за рубежом.

Тезис третий. Киноклассикой стали фильмы, отснятые русскими режиссерами

Самым экранизируемым произведением Толстого является не «Война и Мир» и не «Анна Каренина», а последний роман писателя «Воскресение». Впервые этот роман был экранизирован в США в 1908 году. Всего существует около двадцати экранизаций, в их число входит и фильм Михаила Швейцера, снятый в 1960-1962 гг. Фильм непопулярный у массового зрителя, но особо почитаемый профессиональной средой из-за улавливания зрительского притяжения и симпатии к невинно осужденным.

Следующим по количеству экранизаций идет роман-эпопея «Война и мир», первую киноверсию которого сняли еще до начала Октябрьской революции в 1915 году. Однако на сегодняшний день большинство людей назовут лишь четыре самых известных фильма — голливудскую версию с Одри Хепберн и Генри Фондом 1959 года, советскую киноклассику и первый русский «Оскар» от Сергея Бондарчука, европейский ТВ-сериал от Роберта Дорнхельма и нашумевший два года назад сериал от медиагиганта Британии BBC.

Первый фильм, несмотря на звездность состава и масштабность, не снискал успеха ни у американской, ни у западноевропейской публики. Через десять лет по партийному поручению «сделать лучше, чем у капиталистов», С.Бондарчуку удалось через непревзойденную по мастерству постановки и силе эстетического воздействия батальную линию четырехсерийной ленты выразить толстовскую мысль о войне как о противоестественной стороне человеческого бытия. И именно этот фильм стал классикой, когда люди говорят, как и об экранизации Толстого, так и о киноэпопеях вообще.

Салават Юсупов

Close
loading...