Декабрь 16, 2017

«Карта инициатив»: новый способ продвижения проектов

Версия для печати
Реализовать смелые и просто интересные проекты, как правило, мешают две основные причины: то времени нет, то денег. И если разобраться со временем вы можете сами, то найти финансирование для смелых задумок бывает не так просто. Однако это не значит, что невозможно. Ведь можно попробовать в деле популярный инструмент краудфандинга.

Уже несколько месяцев в Татарстане функционирует проект «Карта инициатив», где представлены разнообразные социальные и культурные проекты жителей республики. Основатели этой площадки по сбору средств Тимур Сафин и Айдар Зиннатуллин  рассказали корреспонденту портала DragonNews об особенностях платформы и о том, каково это – развивать краудфандинг на уровне отдельно взятого региона.

Для начала поясните, чем отличается «Карта инициатив» от подобных проектов, которые уже зарекомендовали себя (Planeta.ru, Boomstarter)?

Айдар: Сайт ikarta.tatar – это первая в Татарстане краудфандинговая платформа. В отличие от федеральных аналогов, мы больше заточены под социально-культурные и образовательные проекты. Мы ставим перед собой цель помогать людям реализовывать их проекты, прививая одновременно с этим культуру соучастия. Наша онлайн-площадка не только позволяет испытать удовлетворение от сопричастности в реализации инициативы, но и предлагает человеку за это эксклюзивные бонусы.

Особенности площадки заключаются в следующем. Во-первых, мы постарались вместить в работу «Карты инициатив» уже зарекомендовавшие себя инструменты краудфандинга. Например, площадка гарантирует прозрачность сбора денежных средств и их расходов на реализацию инициатив. Во-вторых, мы интегрируем в платформу профессиональную журналистику. Без актуализации проблематики, которой занимаются инициаторы, невозможно обосновать важность проекта. Ввиду того, что интерес СМИ тяжело поддерживать на постоянной основе, мы решили также сами рассказывать о своих инициаторах. В-третьих, онлайн-площадка после реализации всех технических задумок будет представлять собой геймифицированную среду, которая должна выступить в качестве дополнительного стимула для оказания помощи в реализации проектов. Сейчас на сайте размещена небольшая подборка инициатив и под каждой есть информация об их авторах, которые рассказывают о проблеме, которой они занимаются, и на что им нужны средства.

Тимур: Нам не все равно, соберут авторы проектов средства на свои инициативы или нет, поэтому мы всячески помогаем им с точки зрения пиара. Реализуем совместные акции. Мы видим, какую помощь оказал определенный человек или организация. У нас есть система баллов: 10 рублей помощи стоит 1 балл. Сейчас система тестируется, и в дальнейшем благотворители за свои баллы будут получать эксклюзивные вознаграждения от наших партнеров.

Хотел бы также заметить, что мы заключили соглашение о сотрудничестве с КФУ, согласно которому теперь на нашей площадке смогут размещать свои инициативы студенты и выпускники университета. К тому же на базе нашей площадки будет размещен эндаумент-фонд КФУ.

Каковы первые результаты проекта?

Тимур: Мы работаем фактически 3 с половиной месяца. За это время удалось собрать более 230 тысяч рублей. В 2015 году другая команда занималась проектом с почти идентичным названием – «Карта инициатив Татарстана». Нам идея показалась интересной – помогать реализовывать общественные инициативы. Когда проект в его первоначальной версии сник, мы решили перехватить эстафетную палочку, устроив серьезную реформу принципов его работы, предложив концептуально иную платформу.

Вы выкупали проект?

Тимур: Нет, мы просто взяли его у старой команды, которая перестала им заниматься, и сделали все по-другому.

Подобные проекты трудно реализовать без должной поддержки. Кто поддерживает вас?

Тимур: Кабинет министров провел конкурс грантов, и мы выиграли его. Наш проект некоммерческий, что отличает нас от других краудфандинговых площадок (Planeta.ru, Boomstarter). Мы занимаемся социальными, культурными и образовательными инициативами, а не бизнес-кейсами. Я сам активно вовлечен в работу так называемого «третьего сектора», то есть сферы некоммерческих организаций, гражданской активности и волонтерства. Например, занимаюсь проектом «Мечтай со мной», который исполняет заветные желания детей с опасными для жизни заболеваниями. Мы в рамках этого проекта исполняем совершенно разные мечты. Например, один мальчик хотел стать мэром Казани, и Ильсур Метшин на время передал ему свои полномочия. Мы сажали девочку на инвалидном кресле за штурвал самолета. Отправляли детей на встречу с Павлом Волей или на личную тренировку с Андреем Аршавиным. Мы делаем такие общественные проекты уже долгое время.

Как происходит отбор инициатив для публикации на сайте?

Тимур: Если самое главное – это не деньги, а социальная значимость, то мы возьмемся продвигать идею. Инициатива должна быть направлена на полезные цели. Мы разделяем проекты по категориям. Адресная помощь – это помочь одному человеку, а системная – это массово. Последнее именно про нас. Мы хотим помогать многим, а потому настаиваем на том, чтобы проект был направлен на системную поддержку или решение проблемы. Есть очень тонкая грань между социальными инициативами и просто идеями, мы всегда сами дискутируем друг с другом по этому поводу. Однако у нас существует ряд критериев, по которым мы отбираем инициативы в индивидуальном порядке. Например, проекты не должны быть политическими и религиозными (это не касается акций всеобщей солидарности, как, например, Бессмертный полк). Результаты проектов в случае их реализации должны быть социально масштабированными, то есть распространяться на максимальное возможное количество людей.

Их предлагают обычные граждане или организации?

Тимур: И граждане, и организации. Например, инициатором реставрации борта самолета Ту-144 для музея техники выступил КНИТУ-КАИ. К нам даже может прийти бизнес-организация с социально значимой инициативой.

Как происходит сбор денежных средств?

Тимур: Задача нашего проекта – это не только краудфандинг в чистом виде, то есть не просто сбор денег. Мы объединяем ресурсы государства, бизнеса и обычных граждан. Если другие площадки предлагают сбор средств только от граждан, то мы привлекаем сюда коммерческие организации и государственные органы. К примеру, сейчас налаживаем связи с операторами грантовых средств в Республике Татарстан и выставляем на нашей платформе проекты, получившие поддержку со стороны министерств и Кабинета министров.

Здесь может возникнуть недоумение – почему же помогать проектам, которые уже выиграли гранты? Но мы смотрим на эту ситуацию иначе. Посетители нашей площадки смогут сами увидеть, как развивается некоммерческий сектор республики, чем занимаются общественные организации, какие проблемы они хотят решить и решают весьма успешно. Существует предубеждение, что государственные гранты выигрывают лишь какие-то сомнительные проекты, типа байкеров. На самом деле такое представление ложно. У нас в регионе есть большое количество по-настоящему важных проектов, которые получили поддержку республиканской властей. Посетители площадки смогут увидеть то, на что направлены такие проекты и поддержать их. Тем самым мы выполняем функцию пиара важных социальных инициатив. Чем больше информации об этом и возможности помочь, тем лучше.

Если вернуться к сути вопроса, то мы помогаем инициаторам наладить информационную кампанию по сбору средств, рассказываем о них на своей площадке, а также предлагаем темы, связанные с инициаторами и проблематикой, которой они занимаются, в традиционные СМИ. Важно подчеркнуть, что мы развиваем на своей площадке small-медиа, которое рассказывает не только конкретно об инициаторе, но и о той проблеме, которой он занимается. Например, работая с Фондом Тимура Исламова, который помогает ВИЧ-инфицированным, мы делаем материалы не только о самом фонде, но и в целом о проблематике ВИЧ, беседуем с экспертами, делаем интервью, придумываем форматы, которые смогут зацепить обычного пользователя Сети, ранее не задумавшегося о теме ВИЧ или проблематике редких заболеваний (синдроме Ретта). Мы убеждены, что качественная журналистика и медиа-активизм способны решать социальные проблемы, и пытаемся использовать этот инструмент в интересах наших инициаторов.

Важную роль в сборе средств в скором времени будет играть система геймификации, которая направлена на то, чтобы стимулировать систематическую помощь человека разным проектам. Помогая инициативам деньгами или репостом, пользователь уже сейчас получает баллы, которые в скором времени можно будет обменять на подарки со стороны партнеров «Карты инициатив». Это будут очень «вкусные», уникальные подарки. Всех подробностей пока раскрывать не будем.

Какова география сбора? Или вы работаете только по Татарстану?

Тимур: По-разному. К примеру, на выпуск дебютного альбома группы «Juna» средства поступают не только из Татарстана. У музыкального коллектива есть поклонники в Москве, Омске, Чувашии и других уголках России, ближнего и даже дальнего зарубежья (одна из участниц презентовала творчество группы в Швейцарии). Это, конечно, заметно расширяет географию сбора. Но в целом мы стараемся реализовывать инициативы в Татарстане силами жителей и бизнеса республики.

Допустим, вы соберете средства на реализацию проекта, а как они будут существовать дальше?

Тимур: Покажем один из возможных сценариев жизни проекта после взаимодействия с нами на примере инициативы «Дог-боксы в парках Казани». Мы понимаем, что необходимо следить за боксами с гигиеническими пакетами для выгула собак, поддерживать их в хорошем состоянии, постоянно пополнять. В связи с этим мы сейчас ведем переговоры с управлением рекламы Казани на предмет того, чтобы на этих дог-боксах можно было размещать рекламу. За счет поступлений от нее появится возможность поддерживать дог-боксы в хорошем состоянии. Другим сценарием может стать добровольное пополнение дог-боксов пакетиками, которое будут осуществлять волонтеры «Зоозаботы», так как именно они выступают создателями этого проекта.

Помимо помощи репостом или средствами у вас на сайте есть функция «Помочь действием», которая пока недоступна. Расскажите, в чем она будет заключаться?

Тимур: Мы хотим привлекать волонтеров – людей, которые могли бы помочь реальным делом.

Вы отслеживаете, кто помогает авторам инициатив?

Тимур: Да, вся информация есть на сайте в разделе «Рейтинг». Все открыто, и каждый пользователь может посмотреть, кто помог, на сколько баллов и какую инициативу поддержали.

Сколько дается дней для сбора средств?

Тимур: Мы обозначаем крайние дни для сбора средств, чтобы успеть передать их организации. Если инициативы не привязаны к дате, то мы постоянно продлеваем их на 90 дней. В конце срока мы связываемся с организаторами и уточняем, есть ли смысл продлевать.

Бывало ли, что собирали средств больше, чем требовалось?

Тимур: Да, так мы собрали на детский литературный сборник. Получилось больше на 100 рублей, эти деньги тоже пошли организаторам. Но это очень небольшая сумма. В случае пересбора более дорогостоящих проектов инициаторы будут должны отправить нам уточняющую смету – куда пойдут деньги, которые были собраны сверх необходимой суммы. Как вы контролируете организаторов и ограждаетесь от мошенничества?

Тимур: Обычным способом – это договоры с контрагентами, платежные поручения, акты выполненных работ. В общем, финансово-информационная отчетность. Финансовая – это документация, а информационная – это то, что мероприятие было проведено.

Какие проекты уже были реализованы?

Айдар: С июля реализовали три проекта. Это фестиваль современного искусства и краеведения «Сказки на Каме» в Набережных Челнах; в сентябре в парке «Крылья Советов» состоялся фестиваль беспородных собак «Dog Space Fest». И совсем недавно собрали необходимые средства на выпуск детского литературного сборника в Зеленодольске.

Присоединиться к проекту.

Беседовала Варвара Городникова

Close
loading...