Декабрь 15, 2018

«Форма воды»: взрослая интерпретация «Красавицы и Чудовища»

Версия для печати
До больших экранов наконец-то добрался триумфатор венецианского фестиваля “Форма воды” режиссера Гильермо дель Торо (картина получила “Золотого льва” на кинофестивале). Мексиканский режиссер славится своим умением снимать интересную и умную фантастику. Чего стоит вышедшая в 2006 году лента “Лабиринт Фавна”, которая умело балансирует между войной в Испании и приключением на пути в сказочное королевство. И если “Лабиринт Фавна” не дает однозначного ответа, о том существует ли на самом деле волшебная страна или главная героиня просто сбегает от жесткой реальности в мир фантазий, то “Форма воды” переносит нас в другую вселенную.

Концептуально картины схожи, только “Лабиринт Фавна” показывают войну глазами ребенка, поднимает такие темы, как самопознание, патриотизм, самопожертвование и многое другое. “Форма” же во главе ставит всепоглощающую силу любви, затрагивает проблемы расизма, сексуальных меньшинств и бережное отношение к природе.

История происходит где-то в начале 1960 годов на фоне обостряющейся холодной войны между СССР и США. Главная героиня – немая уборщица Элайза (Салли Хокинс) работает в секретной лаборатории, куда однажды привозят некий “объект”. Человекоподобный гуманоид не может говорить, да и ведет себя поначалу очень дико, но, тем не менее, между Элайзой и чудовищем образуется необычная связь. К слову, Даг Джонс – “любимое чудовище” на экранах у дель Торо. Актер уже не первый раз перевоплощаешься в монстра, так было в двух картинах о Хеллбое (кто не в курсе – это тоже творение дель Торо) и все в той же знаменитой ленте “Лабиринт Фавна”.


Какая же это другая вселенная спросите вы, если многие аспекты схожи с нашей реальностью. Да, в ленте вы не увидите летающих автомобилей, межгалактических войн и разумных инопланетян. Из фантастического здесь только человек-амфибия с удивительными способностями. Но с первых минут зрителя погружают в удивительный антураж – холодный стиль повествования связан с быстротечностью и умиротворенной силой воды, которая находится повсюду: от бурлящий в кастрюле до бушующего ливня за окном. Это добавляет картине лишь больше загадочности. Глубокая проработка деталей вводит зрителя в некий транс, где невозможно оторвать глаз от экрана. Приплюсуйте к этому всему нотки завораживающей музыки Александра Десплы, которые проникнут вглубь вас и наслаждайтесь погружением.

Актерская игра оказалось отражением в воде бурей эмоций. В кротость и скромность героини Салли Хокинс невозможно не влюбиться: Элайза на протяжении всего фильма несет в себе безумно простую, старую как мир мысль о том, что неважно каков ты, главное найти того, кто будет понимать тебя и смотреть на мир твоими глазами. В некоторых моментах, казалось, что актриса переигрывает, но ее диалог с иллюстратором-геем-неудачником Джайлсом (Ричард Дженкис) о спасении прекрасного чудовища выше всяких похвал. Говоря о последнем, вы искренне будете сочувствовать Джайлсу, у которого кроме Элайзы нет никого, он одинокий, всеми покинутый мужчина на старости лет. А вот коллега по работе Зельда (Октавия Спенсер) будет вызывать смех и радость, чем разбавит эту мрачную атмосферу. Впрочем, Спенсер не выходит из данного амплуа уже давно, все ее персонажи похожи другу на друга. Но вот от кого вас будет точно выворачивать, так это от жестокого полковника Стрикленда (Майкл Шеннон). На его примере режиссер нам в очередной раз дает понять, что на самом деле человек – истинное чудовище на планете. Неоднозначным персонажем оказался доктор-шпион Хоффстетлер в исполнении Майкла Сталберга, который оказался больше человеком, нежели патриотом своей страны (он был русским разведчиком). Дель Торо проецирует через доктора мысль о том, что не важно, какой ты национальности, главное – человек, который может видеть прекрасное в ужасном.

Мексиканский режиссер дает волю своей фантазии, перелицовывая миф о принцессе, которую спасает принц. В этой вариации принц сидит в заточении, не умеет говорить, может откусить пальцы человеку и оторвать голову кошке. Принцесса немая, но решительная и смелая. В конце концов, ей приходится самой вызволять существо из неприступной крепости. А поцеловав его, чудовище не превратилось в прекрасного принца, но для главной героини это было совсем неважно.

Не за горами оскаровская гонка и возникает вопрос: кто сможет перещеголять “Ла-ла-ленд”? Поэтому было приятно увидеть отсылку к финалу картины “Ла-ла-ленд”, где герои Салли Хокинс и Дага Джонса в лучших традициях мюзикла воплотили в танце душераздирающую историю любви. Впрочем, у картины есть все шансы взять статуэтку за лучшую режиссеру, как в свое время Дэмьен Шазелл за тот же “Ла-ла-ленд”. Безусловно, фильм попадет в различные номинации на “Оскар”, которых объявят уже совсем скоро. Будем надеяться, что лента не повторит судьбу другой картины режиссера – “Лабиринт Фавна” и возьмет-таки награду за лучший оригинальный сценарий.
Гильермо дель Торо филигранно вплетает драйв, ускользающую красоту и романическую поэзию. Фильм как та стихия, что упоминается в названии, бесконечно уязвимый и необъятный. “Форма воды” принимает то агрегатное состояние, которое хочет увидеть конкретный зритель, это может быть фантастика, мелодрама, триллер, сатира или еще что-нибудь.

Дарья Ярчихина

Close
loading...