Декабрь 12, 2018

“Темные времена” – незапланированный спин-офф к нолановскому “Дюнкерку”

Версия для печати
На большие экраны вышла драма Джо Райта “Темные времена” с Гари Олдманом в образе знаменитого премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.

В родной Британии режиссера прославил исторический сериал “Последний король”, а вот всемирную известность ему принесли картины “Гордость и предупреждение” и “Анна Каренина” с Кирой Найтли в главных ролях.

Сюжет “Темных времен” завязывается на первых месяцах Второй мировой войны. В это трудное время “неудобный, но уверенный политик” Уинстон Черчилль встает во главе британского правительства после позорной отставки предыдущего премьер-министра. Но режиссер не спешит представлять героя сразу, он умело и намеренно томит зрителя, при этом в фильме все только и говорят о нем и лишь спустя пару минут на сцене (а точнее, в постели) появляется эпатажный Черчилль.

К слову, сюжет касается спасения английских военнослужащих из города Дюнкерк. Это уже не первый фильм за последний год, который повествует историю Дюнкерка (напомним, в начале Второй мировой британская армия находилась в немецком окружении и несколько дней не могла эвакуироваться из города, им грозило полное уничтожение). В вышедшем ранее фильме Кристофера Нолана “Дюнкерк” рассказывается о непростой судьбе английских солдат, находящихся в “немецком котле”. “Темные времена” же погружают нас в политическую пучину этого события. Фильмы являются своеобразными спойлерами друг друга и дополняют всю картину происходящего.

В новой ленте главную роль исполняет Гари Олдман в великолепном гриме (вряд ли вы узнаете мастера перевоплощений, если не знакомы с его предыдущими работами), который крадет все внимание зрителей, не давая продохнуть или хотя бы как-то показать себя другим актерам. Есть подозрения, что за эту роль актер получит свой долгожданный «Оскар». Его образ, безусловно, войдет в ряд лучших интерпретаций Уинстона Черчилля, которого в последнее время все чаще показывают на экранах. Вряд ли выйдя из кинотеатра, зрители вспомнят кого-то другого кроме самого Черчилля. Было бы честнее назвать фильм именем знаменитого политика, ведь картина сосредоточена на тяжелом бремени на плечах Уинстона, а не на самих “темных временах” страны. А если вы еще не знакомы с историей Великобритании, то будет весьма сложно уловить суть, почему в партии не особо жалуют сэра Черчилля, почему все говорят о неудаче в Первой мировой войне, почему король Георг не хочет назначать  Уинстона на пост премьер-министра, и почему предыдущий глава правительства Чемберлен втянул Великобританию в такое плачевное положение. Не ждите, что картина ответит на эти и другие вопросы.

Так что стоит перед походом в кино обратиться к истории того периода. По этой причине ближе к концу фильм проседает, да и в принципе исторические байопики не отличаются динамичностью и энергичностью, но это никак не умоляет достоинства картины. Даже наоборот, миниатюрность и замкнутость придает “Темным временам” некой загадочности и грузности. Практически все действия проходят в узких катакомбах, тесных комнатах, а порой в просторных зданиях парламента и дворцовых палатах. Совершенно невероятная операторская работа Брюно Дельбоннеля помогает фильму создать то самое ощущение масштабности и значимости, необходимое такой истории. Чего стоят удивительные переходы. Например, когда Черчилль, приняв сложное решение, едет в освещенном лифте, а вокруг кромешная тьма и нет абсолютно ничего. Или отражения красного сигнала радиостанции, где выступает премьер-министр в глазах погибшего солдата при переходе к следующей сцене. Подобные приемы с лихвой списывают повествовательные недостатки картины.

У Джо Райта получился фильм одного актера – настолько необъятным  вышел образ величайшего британца в истории, что порой казалось, в эмоциональном порыве Черчилль выскочит из экрана и поведет зрителей за собой. Да, “Темные времена” вышли скомканным и незамысловатым байопиком, где авторы за ограниченное время пытались объяснить, что к чему. Но благодаря персонажу Гари Олдмана фильм не только можно смотреть, но даже нужно это сделать.

Дарья Ярчихина

Close
loading...