Октябрь 19, 2018

В Казани представили знаменитую мистическую оперу Чайковского

Версия для печати
Завершается XXXVI Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина – крупнейшее событие музыкальной и театральной жизни России.

До гала-концерта, который отгремит 21-22 февраля, нас отделяет только опера Джакомо Пуччини «Турандот», которая состоится 17 февраля. А вечер 16 февраля зрители посвятили одной из самых мистических и загадочных опер – «Пиковой Даме».

Двойственность, призрачность, сочетание сна, яви, фантазии дополняют оперу, словно Петербург в белые ночи с его мерцающей серо-жемчужной цветовой гаммой.

Сюжет оперы «Пиковая дама» основывается на одноименной повести Александра Пушкина. Конечно, произведение Чайковского не является полной копией оригинала, например, в пушкинском варианте Лиза была не внучкой Графини, а ее воспитанницей. Князь Елецкий, будущий муж Лизы, вовсе отсутствует в первоисточнике.

Премьера состоялась 19 декабря 1890 года на сцене Санкт-Петербургского Мариинского театра и была принята публикой на «ура» – зал требовал повторения отдельных номеров на бис. Этот успех не оставляет оперу и сегодня.

«Пиковая дама» – шедевр не только русской оперной культуры, но и оперного искусства всего мира. Опера заканчивается трагически – герои гибнут, но мы испытываем очищение, потому что тема рока, трех карт неизбежности судьбы перекрывается светлой темой любви, которая в жизни является самым главным.

В прошлом году на Шаляпинском фестивале состоялась премьера сценической версии «Пиковой дамы», которую поставил Юрий Александров совместно с художником-сценографом Виктором Герасименко. Ранее опера шла в концертном исполнении.

Спектакль открывается чувственным хоровым пением. Далее зрителю представляют главного героя Германа в исполнении солиста Московского музыкального театра Николая Ерохина. Партия Германа написана для тенора и считается самой сложной в постановке. Сам Шаляпин, принимавший участие в юбилейном спектакле 1904 года на сцене Большого театра и исполнивший тогда партию графа Томского, мечтал о партии Германа и считал, что именно ее исполнение стало бы его наивысшим художественным достижением.

В роли Лизы, возлюбленной Германа, предстала Ирина Ващенко. Графиню исполнила заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева (Московский театр Новая Опера им.Е.В.Колобова). Невероятность происходящего на сцене театра оперы и балета им.Мусы Джалиля подчеркивала музыка, местами напряженная и резкая. Дирижер вечера – знаменитый Марко Боэми.

«Пиковая дама» – одна из ключевых русских опер, которую хорошо знают не только в России, но и за рубежом. Сюжет, полный скрытых тайн и смыслов, привлекает любого слушателя. Удивительные эффекты, сопровождающие весь спектакль, роскошные декорации и блестящие костюмы актеров создают атмосферу загадки и зловещего рока. Рефреном повторяются слова «три карты», тайна которых мучает главного героя. Графиню неизменно сопровождают дамы в черном, головной убор которых похож на символ Дамы Пик. Все перечисленное в сопровождении пронизывающей музыки и завораживающих сцен побуждает казанских зрителей пристально следить за всем великолепием происходящего.

«Каждый Шаляпинский фестиваль  – праздник, на который приезжают певцы из разных городов и стран. Многие отмечают, что петь на Родине Шаляпина для них – большая честь. Для руководства и сотрудников фестиваль, конечно, тоже является праздником. Мы знакомимся с новыми певцами, видимся с уже полюбившимися исполнителями», – делится с корреспондентом портала DragonNews Елена Остроумова, пресс-секретарь театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Более 40 приглашенных певцов приняли участие в фестивале. Собственная труппа театра им.Мусы Джалиля, хор, оркестр, а также артисты балета выступали на протяжении всего фестиваля. Программа Гала-концерта по традиции держится в секрете. Известен лишь состав исполнителей: Нина Минасян, Игорь Головатенко, Михаил Казаков (Большой театр России), Гульнора Гатина, Венера Протасова (ТАГТОиБ им.М.Джалиля), Ахмед Агади, Сергей Семишкур (Мариинский театр), Александр Краснов (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), Даниил Крамер (рояль, Москва). Дирижеры – Марко Боэми (Италия) и Ариф Дадашев (Московский государственный театр оперетты).

Виктория Елфимова

Close
loading...