Апрель 24, 2018

Совет киножурналистам: Нам всем нужно быть как Том Круз

Фото: Максим Зарецкий

Версия для печати
Легко, непринужденно и с юмором о такой непростой сфере, как киножурналистика рассказала Марина Коблева студентам КФУ в ходе мастер-класса. Выпускница казанского журфака сейчас занимает должность редактора кинорубрики программы «Доброе утро» на «Первом канале». Марина отмечает, что ей особенно приятно выступать в стенах родного факультета.

Фото: Максим Зарецкий

«Изнанка киножурналистики» — именно так назывался мастер-класс, а потому начался он с разрушения стереотипов, которые сложились в умах многих людей о работе киножурналиста.

«Когда вы киножурналист, всем кажется, что у вас не жизнь, а просто праздник какой-то. Интервью со звездами, тусовки. Когда возвращаешься с очередной поездки, у тебя спрашивают: «Как отдохнула?». Все видят, что вот ты на торжественном приеме во время Каннского фестиваля по случаю премьеры фильма Стивена Спилберга «Большой и добрый великан», вот ты на красной дорожке Венецианского кинофестиваля. Но на самом деле я с трудом нашла эти несколько красивых фотографий (показывает на экран – прим.ред), потому что это просто какая-то секунда между тем, как ты впахиваешь. На самом деле наша работа выглядит примерно так: вы сидите где-то в лесу, на каменной скамье, расшифровываете с камеры то, что вы только что отсняли и уже спешите на монтаж», — признается Марина.

Она искренне рассказывала истории, когда все шло не так, как надо, как приходилось выкручиваться из сложных ситуаций, как в прямом смысле валились с ног после работы.

«На фестивале ты работаешь с 6 утра до 2-3 часов ночи. Спишь по 3-4 часа в сутки. В 6 ты уже бежишь в эти огромные очереди на пресс-показ и т.д. И так крутишься как белка в колесе. Вот это изнанка киножурналистики для журналиста», — говорит о закадровой жизни спикер.

Марина рассказала немного об экономике Голливуда и о том, как связаны киноиндустрия, PR  и журналистика. В пример привела невероятную историю о том, как документальный фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» получил финансирование от голливудской студии, оказался в центре скандала на страницах газет, получил главную награду самого престижного кинофестиваля в мире (Каннского), стал самым кассовым документальным фильмом в истории и собрал более $222 млн. Чтобы вы понимали – прибыльность этого проекта была на уровне художественного блокбастера. Права на этот фильм покупались по всему миру и это действительно был уникальный случай.

Фото: Максим Зарецкий

Еще один любопытный момент, который вы, наверняка, хотели знать. Как вы думаете, какой процент от полученных с проката фильма денег себе оставляет кинотеатр? Вот вам и ответ – целых 50%, но при этом выручка от проката фильмов в общем доходе кинотеатра (по крайней мере, в Штатах) — около 10-15%. А основной доход кинотеатрам на самом деле приносит попкорн и газировка. Спикер заострила внимание на понятии окупаемости фильма: оказывается, если кассовые сборы чуть превысили бюджет производства, — это еще не значит, что он окупился в прокате, так писать будет ошибкой.

Много говорилось о крупных кинофестивалях мира, о том, как они проходят, какое значение имеют в киноиндустрии. Прозвучали и такие интересные детали, что, к примеру, не только гости премьер Каннского фестиваля должны быть в вечерних нарядах (у женщин таковым считается платье в пол со шлейфом, у мужчин непременно смокинг и черная бабочка), так еще и без бабочки и без черного костюма не пускают на красную дорожку даже операторов и фотографов.

Интервью со звездой в среднем длится 5 минут, иногда больше, иногда меньше. Время пролетает незаметно, а нужно успеть получить эксклюзив. Поэтому важно подготовиться к интервью: посмотреть фильм, прочитать все последние новости, связанные с фильмом и личностью, которая сидит перед вами. Нужно прочитать как можно больше информации, чтобы, когда вы сядете перед человеком, вы могли легко этой информацией оперировать и свободно с ним разговаривать (конечно же, нужно знать язык).

«Все может пойти вообще не так, как вы задумали, и вы должны быть к этому готовы. И будет очень хорошо, если все пойдет не так. Конечно, хорошо, когда вы получите те ответы, на которые рассчитываете, но будет еще лучше, если вы сможете раскрутить человека, на какую-то неожиданную реакцию. Чтобы ему тоже было нескучно. Представьте себе – они ездят по этим турам, приезжают в 20 городов с премьерой и в каждом к ним приходят 50 журналистов и задают примерно одни и те же вопросы. А говорить можно только о фильме. И они уже отвечают заранее заготовленными фразами. Поэтому нужно задать такой вопрос, чтобы заставить человека подумать», — дает совет Марина.

Коблева рассказала, что к интервью готовятся не только журналисты, но и создатели фильмов – они учатся общению с журналистами, это тоже составляющая их профессии. Мировые звезды умеют производить впечатление открытых, общительных, приятных людей.  Особенно в этом плане поражает Том Круз, который является одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда.

«Когда Том Круз приезжал на премьеру фильма «Операция «Валькирия», это была огромная площадь перед Пушкинским кинотеатром. Это был февраль и очень холодно. Он в костюме (да, под ним вероятнее всего было термобелье), но без шапки, без перчаток он 2 часа ходил по этой площади и раздавал фанатам автографы и фотографировался. Когда он подошел к нам, мы уже с нашей съемочной группой окончательно замерзли, у меня уже не двигались губы. Да, мы замерзли, но были в шоке от того, с каким вниманием и уважением он относится к своему зрителю. Через несколько лет мы встретились с ним в Вене на премьере фильма «Миссия невыполнима: Племя изгоев». Было очень жарко, температура доходила до 40 градусов. Мы, журналисты, перед Венской оперой снова часа два, если не больше, ждали, когда Том закончит общаться со зрителями и подойдет к нам давать интервью. И вот когда, наконец, дошла очередь до нас, и я начала представляться, он сказал: «Да, я помню, там было очень холодно, а сегодня видите жарко». То есть прошло 7 лет, а человек смотрит на меня и вспоминает предыдущую ситуацию. И еще что я заметила в нем: общаясь с вами, все свое внимание он всецело направляет на вас. Он понимает, что его вот сейчас ждут еще сотни людей, но в данный момент он разговаривает с вами, смотрит только на вас и будет уделять внимание только вам. Это располагает, это профессионализм. Нам всем нужно быть как Том Круз», — смеется Марина.

Сколько же всего остается за кадром! Зритель видит лишь готовый «упакованный» в красивую обертку продукт. Но все самое интересное остается на «кухне» такой сложной, но такой по-настоящему красочной профессии.

Раиля Ахмадеева

Close
loading...