Июнь 25, 2018

«Кино» в кино, или Почему фильм «Лето» не только про Цоя

Версия для печати
В российский кинопрокат вышел фильм Кирилла Серебрянникова «Лето», который не только успел наделать шумихи вокруг себя до большого проката, но и побывать на Каннском кинофестивале и получить там награду за лучший саундтрек. «Лето» – фильм о любви к музыке, творческих самопожертвованиях и муках, фильм о Ленинграде 80-х и рок-тусовке тех времен.

Еще до того, как фильм был снят, ходили всевозможные слухи – даже о том, что Серебрянников собирается в своей картине сделать Цоя человеком нетрадиционной ориентации, что, конечно же, оказалось неправдой. После премьеры страсти забурлили еще больше – картину совершенно не одобрил ни Борис Гребенщиков, заявивший, что ничего происходящего в кино на самом деле не было, ни Алексей Рыбин, который не только не захотел, чтобы его прототип фигурировал в фильме, но и после отозвался о картине не самым лестным образом.

На киноэкранах же зрителя встречает лето 1981 года. Ленинград. Майк Науменко, звезда рок-андеграунда того времени с его группой «Зоопарк» и хитом «Ты – дрянь!». Молодой Виктор Цой, ставший практически учеником Майка и новой любовью жены Науменко – Натальи.

Кстати, сценарий фильма основан именно на ее воспоминаниях. Известно, что в ходе съемок именно Наталья Науменко помогала на площадке главной героине – актрисе Ирине Старшенбаум.

Трудно сказать, что этот фильм – о Цое и о создании группы «Кино». Этот фильм, скорее, о каком-то определенном временном отрезке из жизни обоих музыкантов, в котором, все же, лирическим героем остается Майк. Да и само название фильма «Лето» берет начало в одноименной песне музыканта. Так вот, у лидера группы «Зоопарк» творческий кризис, альбом не пишется, в семье не все так ладно, а тут еще появляется молодой талантливый Цой, который становится ему другом, но в которого самозабвенно влюбляется жена. Как поступают герои в этой ситуации? Как на самом деле выглядит их любовь? Как мучает главных героев талант? На что они идут, чтобы петь вопреки цензуре?

Роль Майка досталась известному рок-музыканту нашего времени Роме Зверю. Со своей ролью музыкант не то, что справился, он слился с ней воедино. И дело тут в самом поведении музыканта в этом амплуа, в его поведении – в кадре, на сцене, во время исполнения и прослушивания музыки.

Тяжелее далась роль юному Тео Ю, который играл Виктора Цоя. Нужно отметить, что актер не очень похож на легенду «Кино», ему не совсем удалось передать характерность музыкального поведения Цоя, но что касается портрета Цоя в жизни, то Тео прочувствовал, что это был за человек. И, конечно же, нужно отдать должное харизматичности актера.

Ирина Старшенбаум обаятельна и влюбляет в себя с первого взгляда. Влюбленность ее героини в Виктора Цоя и в тот же момент верность своему мужу вызывают отклик в сердце зрителя.

Фильм трудно назвать биографией, ведь в нем присутствует очень много мотивов мюзикла. Также прослеживается и две сюжетных линии – одна посвящена любовному треугольнику, другая – рок-андеграунду 1980-х. Впрочем, можно говорить и о третьем направлении – конфликт творческих людей и системы, хотя эта тема показана очень мягко.

Кстати, о мягкости. Ощущение, что иногда в фильме не хватало вот этой остроты, конфликта. Например, когда Наталья говорит Майку, что хочет поцеловать Витю, после этого Майк отзывает Цоя «на разговор» и они долго не выходят из комнаты, но как оказывается, в итоге просто слушают музыку вместе. Или же вся эта жесткая система с КГБ-шниками, которые не пропускают рок, не дают молодому поколению подтанцовывать и подпевать музыкантам и «сковывают» их на сцене… Но на деле все это выглядит мягче. Например, Цоя критикуют за тексты, но потом пускают на сцену и еще оправдывают.

Фильм трудно назвать биографическим, но очень хочется – авторским. И тогда вполне становятся ясны постоянные творческие «вкрапления» в фильме. Рукописный перевод песен, появление цветных кадров в черно-белом фильме, анимация и графика, целые сцены, которые можно отнести к мюзиклу.

Это же и объясняет появление в кадре некого Скептика. Герой, который на самом деле никак не действует на ход картины, но так или иначе устраивающий каламбур в кадре, который он же потом и отматывает с табличкой в руках «Этого не было!». Возможно, Скептик стал своеобразным прототипом самого Серебрянникова, который опережает всех тех, кто говорит, что в фильме много недостоверного, самоиронично постоянно «напоминая» об этом сам себе.

Передать эпоху Серебрянникову удалось невероятно правдиво. Без розовых очков, прикрас, все продумано, начиная от мелочей в интерьере и одежде, заканчивая словами, которые кричат соседи с балкона. Герои совершенно не романтизированы, в кадре они показаны, как есть: иногда сумасшедшие, пьяные, голые; иногда глупые и беспомощные; иногда слабые, со слезами на глазах; иногда – совершенные. Они молоды, красивы и талантливы, но они пьют, как пили тогда рокеры, а курят еще больше. У них нет денег и дивана дома, и это так.

Данный фильм получился фильмом обо всем и ни о чем. Не в плохом смысле этого слова. Это фильм о любовном треугольнике, о жизни в СССР творческого человека, стенаниях и муках, о тех, кто жил мало, но жил музыкой. Об альбомах, которые так и не были записаны. О словах, которые так и не были сказы. Это фильм о небольшом промежутке времени, вырезанный из небольшой жизни двух талантливых и необычных людей.

Карина Гольцева

Close
loading...