Ноябрь 13, 2018

Славянская Русалка в американском стиле

Версия для печати
12 июля в российском прокате стартовал фильм ужасов Святослава Подгаевского «Русалка. Озеро мертвых».

Сюжет хоррора основан на славянской мифологии. В отличие от западного представления, где русалки оказываются красивыми, загадочными морскими существами, ее образ в нашем фольклоре совершенно противоположен. Считается, что русалками могут стать юные незамужние утопленницы, погибшие из-за неразделенной любви, которые способны своими темными чарами  утянуть жертву на дно.

Новый фильм повествует о молодой паре и загадочном озере, в котором и обитает Русалка. Главному герою, Роману, достается от отца заброшенный дом, вблизи которого небольшое озеро. Однако искупавшись в нем раз, с главным героем начинают происходить необъяснимые вещи.

Роман – профессиональный пловец, в то время как его возлюбленная не умеет плавать и с детства боится воды. Подобные детали очень важны в жанре ужасов, когда на протяжении всего фильма в той или иной форме символом зловещности и страха является вода. Молчаливые сцены и интригующие, порой непонятные диалоги со старшей сестрой Романа, дают понять, что все события не случайны. Какова история обитательницы озера? Является ли давняя смерть мамы главного героя ключом к разгадке сюжета?

Качественная операторская работа, декорации и цветовая гамма выполнены по канонам хоррора, продуманные переходы между сценами выгодно влияют на общее восприятие сюжета и визуального ряда в целом. Основная локация фильма – небольшой старый дом.

Как рассказал порталу thr.ru режиссер Святослав Подгаевский, дом для съемок искали с большим трудом, так как подходящая застройка для данного фильма должна была быть специфичной: «То, что мы выбрали, – реальная усадьба, кажется, в Тушино. Точнее, это даже не усадьба, а маленький домик для прислуги при усадьбе. Когда мы дом нашли, он был просто третьесортной гостиницей, которую мы сильно изменили».

«Русалка. Озеро мертвых» не первый фильм режиссера. Подгаевский известен такими работами, как «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста», которые дали немаловажный скачок в развитии жанра ужасов в отечественном кинематографе. Эти фильмы тоже известны своей фольклорной основой, что является отличительной особенностью хорроров Подгаевского.

Примечательно, что некоторые актеры уже не первый раз работают на одной площадке с Подгаевским. Виктория Агалакова работала с режиссером над фильмом «Невеста», в то время, как Игорь Хрипунов ранее принимал участие в фильмах «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста».

В одном из своих интервью режиссер говорит: «Игорь Хрипунов снимается у меня уже в третьем фильме. Так получается, что когда ты находишь каких-то актеров, которые тебе нравятся, которые тебе близки, близок их метод, то получается очень интересно. Для фильмов, конечно, очень хочется находить людей фактурных».

На роль Русалки пригласили первокурсницу МХАТа Софью Шидловскую, однако вуз, в котором она обучалась, известен тем, что студентам запрещается сниматься в каких-либо проектах во время обучения, таким образом, 19-летняя актриса предпочла учебе роль в фильме.

Как отметил Подгаевский в интервью Film.ru: «Это первый ее полный метр, но она отдавалась работе с каким-то сумасшедшим упоением. В хорошем смысле. В следующих картинах, где у нее будет больше реплик, она себя обязательно покажет! Мы очень в нее верим и гордимся тем, что открыли ее».

Спецэффекты стоят на первом месте для любого хоррор-фильма, однако стоит расчерчивать четкие границы в плане звуковых сопровождений и визуально-графических действий. В последнее время в американском сегменте фильмов ужасов выходит огромное количество второсортных проектов, разработчики которых пытаются выйти лишь благодаря звуку и картинке, не уделяя время качественному содержанию, сюжету и идеи фильма.

В фильме «Русалка. Озеро мертвых» звуковые спецэффекты преувеличены. К примеру, звук воды, капающий на пол, представлен, как звук пылающего металла, который вонзается в живого человека, звучит жутко, но так оно есть. Либо расчесывание мокрых волос гребнем сопровождается звуком ползающей по шершавой поверхности слизкой змеи. Понятно, что подобные методы заставляют зрителя находиться в напряжении, но, где-где, а в спецэффектах лучше не перебарщивать. Ведь когда картинка и звук не соотносятся, вся сцена становится нелепой и даже смешной.

В плане визуальных спецэффектов образ Русалки был неоднозначным. Когда в фильмах ужасов отсутствует устрашающий внешний образ того или иного отрицательного существа, пропадает изюминка легенды. Противоположным примером является ремейк фильма «Оно» 2017 года, который дал нам внешний образ Пеннивайза в различных интерпретациях, что очень рискованно, но преподнесено это качественно и насыщенно, учитывая подноготную самого персонажа. В таком случае подобный метод визуального спецэффекта с разной интерпретацией одного образа имеет под собой очень сложную технику, которая также включает в себя психологическое восприятие зрителя. Подходит ли тот или иной спецэффект к образу Русалки? Большой вопрос.

Режиссер в одном из своих интервью говорит о том, что «прежде чем экспериментировать, нужно освоить азы». Все полнометражные работы режиссера – это попытки освоить американский прием хоррора, и можно сказать, у него это получается с успехом. Но когда же режиссер примется за оттачивание собственного почерка, не ясно.

В целом можно констатировать, что увы, еще не придуман и не снят российский фильм ужасов, который был бы понят отечественным зрителем на ментальном уровне, который бы полностью передавал колорит нашей культуры, истории и ценностей в совокупности.

Регина Суфиянова

Close
loading...