Август 16, 2018

Последняя резиденция последнего императора: уникальные снимки царских палат

Фото: Максим Зарецкий

Версия для печати
17 июля в музее имени Е.А.Боратынского состоялось открытие выставки, посвященной 100-летию гибели царской семьи.

Напомним, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были расстреляны Николай II и его семья.

Казань стала первым городом, куда привезли часть бесценной коллекции музея-заповедника «Царское Село». Всего на выставке представлен 31 автохром из Екатерининского и Александровского дворцов.

«Когда я впервые увидела эти фотографии, меня переполнили разные чувства, вроде просто фотографии, но слезы наворачиваются», – поделилась на открытии своими впечатлениями генеральный директор Национального музея республики Татарстан Гульчачак Назипова.

Помимо экспонатов из Санкт-Петербургского музея, на выставке также представлены предметы из фондов Научной библиотеки имени Лобачевского Казанского федерального университета: афиша 14 мая 1896 года о короновании Их Величества государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Федоровны, пригласительные билеты на коронацию, сборник увеселений на праздник.

Фото: Максим Зарецкий

«Самым, наверное, ценным предметом является краткий каталог Александровского дворца и его исторический очерк», – рассказывает заведующая отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ Эльмира Амерханова.

Одной из самых интересных частей открытия выставки стал увлекательный экскурс в историю появления автохромов от хранительницы такой уникальной коллекции, старшего научного сотрудника музея-заповедника «Царское Село» Виктории Плауде.

Закончилась официальная часть прекрасными романсами из репертуаров известных певиц времени последнего императора Варвары Паниной и Надежды Плевицкой в исполнении заслуженной артистки РТ Юлии Зиганшиной.

Фото: Максим Зарецкий

История появления царских автохромов

Автохром – это первая в мире технология цветной фотографии, изобретенная братьями Люмьер в 1903 году. Благодаря сложному строению особой фотопластинки стало возможным делать цветную фотографию на обычный фотоаппарат.

По рассказу Виктории Плауде, коллекция складывалась не сразу. Сначала в пользование музея получили 12 автохромов в 1958 году, затем в 60-х годах было куплено 33 автохрома у вдовы фотографа, который и делал эти снимки, и только в 2012 было приобретено еще 48 автохромов на парижском аукционе. Коллекция автохромов, к сожалению, неполная, по официальным документам всего им было сделано 140 штук.

Инициатором создания автохромов стал художник-архитектор Георгий Лукомский, именно он настоял на фотографировании всех наиболее ценных предметов во дворцах. Аргументировал свое желание Лукомский тем, что необходимо закрепить в виде фотографий расстановку мебели и весь интерьер конца российской монархии для  потомков и науки. Именно так и началась каталогизация дворцовых интерьеров как объектов высокой культурно-художественной ценности.

Фото: Максим Зарецкий

Впервые в России был использован автохром во время съемок дворцового убранства в июне 1917 года в Екатерининском дворце. Прошло чуть больше месяца, и объектом съемок стал и Александровский дворец, любимый дом Николая II и его семьи. Съемка началась 1 августа, буквально на следующий день после отъезда царской семьи в ссылку в Тобольск.

«Такая коллекция является бесценной, ведь это исключительный случай, когда на фотографиях запечатлены комнаты императорского дворца с ощущением только что покинутого семейного гнездышка», – отмечает хранительница коллекции.

Об этом свидетельствует автохром из комнаты Александры Федоровны: на столике в вазе стоят ее любимые цветы – свежесрезанные гортензии. Императрица очень любила цветы и старалась украшать ими весь дворец. Но уже на следующих снимках, которые сделали в другой день, отсутствовали все живые цветы. К сожалению, на имеющихся автохромах нет ни одного изображения детских комнат за исключением игральной. Однако сотрудники Царского Села надеются в скором времени найти недостающие снимки.

Любопытно, что благодаря автохромам было замечено, как комиссия по каталогизации дворцового интерьера не совсем добросовестно отнеслась к своей работе.

«В двух разных залах на фотографии запечатлена одна и та же ваза, что говорит нам о том, что предметы переставлялись из комнаты в комнату и только по официальным документам с описью можно понять, где же эта ваза должна находиться на самом деле», – обратила внимание Виктория Плауде.

Не менее интересными стали факты, которые озвучила сотрудница музея «Царское Село» и о временах Великой Отечественной войны. Оба дворца переживали не лучшие времена, и только благодаря самоотверженным смотрителям удалось спасти одну треть всего драгоценного царского убранства. Сделать это удалось одним хитрым способом – сотрудники, следящие за дворцами, в ковры и в императорские платья заворачивали все хрупкие детали, такие как, например, фарфор.

«Так, вместо положенных 300 единиц интерьера из Екатерининского и 250 из Александровского дворцов удалось спасти 15 тысяч. Согласитесь, цифра крайне большая», – говорит Плауде.

Выставка уникальных автохромов продлится в музее имени Боратынского до 17 августа. Любой желающий может посмотреть на редкие кадры каждый будний день с 10 до 18 часов.

Эмилия Шельпякова

Close
loading...