Октябрь 22, 2018

Вход только для персонала: в прокат выходит фильм «Между рядами»

Версия для печати
В этот четверг в российский прокат выходит картина Томаса Штубера «Между рядами» – участник Берлинского фестиваля 2018.

Весь мир – гипермаркет, а ты в нем – молчаливый молодой парень по имени Кристиан (Франц Роговский), который учится водить погрузчик и чуть не разбивает половину товара. А еще у Кристиана огромное количество татуировок, которые обязательно нужно прятать от покупателей. Это – ежедневный ритуал: сначала за высоким воротником скрывается звезда на затылке, а потом под длинными рукавами исчезают левая и правая руки.

Он – маска для зрителя, резко и без вступительных речей надетая Томасом Штубером. Его глазами мы видим скрытый мир местного супермаркета, куда обычным людям вход запрещен. Как только выключается свет, а шеф (Андреас Леупольд) включает классическую музыку, сотрудники магазина начинают жить: танцуют вальс на погрузчиках, смеются друг над другом, развозят товары, сплетничают, влюбляются, заводят друзей и враждуют.

Проживая недели вместе с молчаливым Кристианом, зритель и сам прикипает душой к людям, работающим в магазине. Бруно (Петер Курт) становится для него наставником, крестным отцом. Он учит водить погрузчик и обходить запрет на курение в супермаркете. А к прекрасной Марион (Сандра Хюллер) из отдела «Сладости» человек перед экраном начинает испытывать настоящую симпатию. Она, такая милая и симпатичная, искренне радуется предложению выпить кофе из автомата на «тропическом острове» – рабочей кухне. И весь остальной коллектив переживает за их робкие «недоотношения», пытаясь давать любовные советы Кристиану.

Кристиан почти всю жизнь проводит в магазине между прилавками вместе с коллегами. Но чем дальше развиваются события, тем быстрее и он, и зритель понимают, что у людей, живущих между рядами, всегда печальные и усталые лица. И это не от того, что приходится переодеваться в зимние пуховики и ходить в отдел заморозки, «Сибирь», или каждый день выбрасывать килограммы продуктов, чей срок годности еще не вышел. Нет, как раз наоборот – только эта рутина спасает их от неуютного, холодного реального мира.

Режиссер поделил свою картину на три части, по имени каждого из героев первого плана: Кристиан, Марион и Бруно. И переходя от одной главы к следующей, фильм все больше становится драмой, а не забавной историей о внутренней «кухне» ночного супермаркета. Томас Штубер создал героев, ненужных окружающему миру: уволенных дальнобойщиков, бывших зэков, одиноких пенсионеров. Для них работа в супермаркете – не средство для заработка денег на интересную жизнь, а сама жизнь. И все, что находится за пределами небольшого магазина больно бьет каждого из персонажей.

Каждый из нас в детстве мечтал остаться на ночь в магазине, съесть все сладости и вдоволь покататься на всех велосипедах. Заманивая нас на сладкую конфетку несбывшегося ребячьего желания, Томас Штубер подсовывает черствый грильяж. И в попытках его раскусить можно обнаружить неприятную начинку: проблему маленького и никому не нужного человека. Герои Штубера не создали хорошей карьеры, не справились с одиночеством в толпе и скрылись от него между рядами местного супермаркета.

Но обертка у этого грильяжа заслуженно получила награды экуменического жюри и Гильдии немецкого артхауса. Зритель точно получит удовольствие от качественной операторской работы и эстетики киноленты: представьте, почти все товары в магазине лежат на своих местах, да еще и сочетаются по цвету. Настоящий рай перфекциониста! А если что-то лежит не на своей полке – то Марион или Кристиан тут же это исправят.

Попытка разгрызть черствый грильяж займет у вас чуть больше двух часов. Прогулка между магазинными прилавками под маской грузчика Кристиана едва ли оставит вас равнодушным: фестивальное кино славится тем, что оставляет грустное, печальное послевкусие. Но вдруг этот грильяж – именно то, что вам нужно? Вдруг, надкусив твердую конфетку, вы поймете, что ваша жизнь должна быть наполнена шоколадными, карамельными или мармеладными сладостями? Покупайте билеты в кино и пробуйте жизнь на вкус, как будто гуляете между продуктовыми прилавками.

Дарья Миронова

 

Close
loading...