Август 16, 2018

Казань музейная: История уходящей эпохи на примере большой семьи Боратынских

Версия для печати
Портал DragonNews продолжает цикл о небольших музеях Казани. Ранее мы рассказали о музее Каюма Насыри, посвященному одному из величайших татарских энциклопедистов. В сегодняшней же статье речь пойдет о музее Евгения Боратынского, русского поэта первой половины XIX века.

Казанский музей Е.А.Боратынского – единственный в России музей русского поэта пушкинской эпохи. Его первое стихотворение было напечатано в 1819 году, в это время Боратынский сближается с Александром Пушкиным, который в свою очередь высоко оценивает творчество поэта. В 1828 году в свет выходит поэма “Бал”, напечатанная в одном сборнике вместе с “Графом Нулиным” Пушкина. Однако истинную известность Боратынскому приносят поэмы “Эда” и “Пиры” (1826).

«Вокруг Евгения Боратынского сложилось мнение, что он – поэт мысли. Его поэзия – это поэзия ощущения и духовного опыта. То, о чем он пишет, приходит к человеку только с возрастом. Только когда ты «обдерешься», «протиснешься», когда с тебя сдерут всю кожу, только тогда будет возможно уловить идею творчества поэта. Но к этому времени, мы уже начинаем уходить от поэзии и, как говорил Пушкин, «лета к суровой прозе клонят». Боратынский – поэт страданий, и сложность духовного опыта состоит в невозможности передать его вербально, его можно только пережить. Порой перечитываешь стихи, и думаешь – это же обо мне. Но какие-то стихи до сих пор остаются для меня закрытыми», – делится старший научный сотрудник музея Елена Скворцова.

Кстати, до сих пор встречаются две версии написания фамилии поэта – Боратынский и Баратынский. Между тем ошибку с написанием «а» вместо «о» в фамилии поэта допустили еще при первых публикациях произведений Евгения Абрамовича, после чего и начались путаницы среди издателей и читателей. Смирившись с этим, Евгений Боратынский не стал затевать конфликтов, поэтому и сегодня фамилия имеет два варианта написания.

В 1972 году в казанской школе №34 Вера Загвозкина, преподавательница русского языка и литературы, а позже автор книг «Е.А.Боратынский и Казань» и «Литературные тропы: поиски, встречи, находки», начинает вести кружок любителей поэзии Боратынского. Спустя 5 лет в школе открывается музей, посвященный поэту Золотого века.

В 1981 году школьный музей становится государственным, а в 1991 году переезжает в отреставрированный флигель городской усадьбы Боратынских, однако ее окончательная реставрация завершается только в сентябре 2015 года. Тогда и открылась ныне действующая экспозиция музея «Сумерки и рассветы Дома Боратынских».

Старинная дворянская усадьба принадлежала трем поколениям потомков поэта с 1869 по 1918 годы. Усадьбу приобрел сын поэта, Николай Евгеньевич Боратынский. Сам Евгений Абрамович никогда не бывал и не жил в этом доме.

Помимо литературного наследия Евгения Боратынского в музее значительное внимание уделяется творчеству правнучки поэта – писательницы Серебряного века Ольги Ильиной-Боратынской, а также жизни и творчеству трех поколений семьи Боратынских и их ближнему окружению.

«Творчество Ольги Ильиной-Боратынской – это школьная программа, ее идея – это рост человека, поиск себя и своего места в жизни. Об этом говорят два романа – «Канун восьмого дня» и «Белый путь. Русская Одиссея». Она пишет, как из девочки, подростка вдруг начинает формироваться женщина, поэтесса. Это тоже духовный опыт, но она переводит это в план внешней жизни, в то время как Евгений Боратынский сосредоточен на внутреннем плане», – делится Елена Скворцова.

Музей имеет кольцевую форму комнат, каждая из которых посвящена тому или иному периоду жизни семьи Боратынских. Экскурсию открывает бальный Белый зал, вокруг которого расположены остальные комнаты. Здесь в свое время проходила вся творческая жизнь семьи Боратынских: балы, приемы, концерты и спектакли. Воссоздать историческую атмосферу позволяет видеоинсталляция, которая красочно передает историю семьи.

Следующей комнате присвоено название Голубой комнаты. Раньше здесь располагалась столовая, сейчас в ней собраны экспонаты из детской и юношеской жизни Евгения Абрамовича. Здесь представлены два первых напечатанных произведения поэта. Также хранятся личные вещи близкого друга Боратынского – известного поэта Антона Антоновича Дельвига, представлены офорты Василия Андреевича Жуковского.

Розовая комната когда-то была детской, позже использовалась как классная. Сейчас она посвящается семейному периоду жизни поэта и рассказывает о жизни в поместье Каймары Казанского уезда. Евгений Боратынский женился на дочери генерала-майора Л.Н.Энгельгардта – Анастасии Львовне. В браке Евгений и Анастасия имели трех сыновей и четырех дочерей. В комнате располагается изразцовая печь, которая придает настоящий семейный уют, также выставлен письменный стол – на нем поэт написал одну из своих знаменитых элегий «Мой Элизий», посвященный смерти А.А.Дельвига.

В Розовой комнате представлен весьма интересный экспонат – шкатулка Евгения Боратынского, Он приобрел ее во время путешествия по Италии в маленьком городке Сорренто в 1844 году. Как поведала старший сотрудник музея Елена Скворцова, шкатулка изготовлена из древесины оливкового дерева, которая тяжело поддается обработке. Она сделана по технике интарсии, иными словами техникой дерева по дереву. Можно подумать, что ласточки на шкатулке нарисованы, однако они вставлены подобно мозаике и имеют иную породу дерева. Интересно, что до сих пор в Италии один из туристических промыслов – это изготовление изделий из оливкового дерева. Применять подобный способ начинают как раз в 1840 годах, именно в тот момент, когда семья Боратынских оказывается в Италии.

«Любой из экспонатов может неожиданно раскрыться для нас более полно либо совершенно с другой точки зрения», – делится Елена Викторовна.

Дальше идет Зеленая комната – здесь располагалась малая гостиная, в которой собиралась вся семья. Главный экспонат гостиной — бюро-секретер из поместья Энгельгардтов. За этим столом Александр Пушкин делал записи в дорожной тетради во время пребывания в Казани, собирал материалы к «Истории Пугачева» и повести «Капитанская дочка».

Следующий зал – комната хозяйки дома. В ней хранятся личные вещи женской части семьи Боратынских: тетрадь правнучки Евгения Боратынского поэтессы Ольги Ильиной-Боратынской; фотографии загородного имения Шушары, в котором прошло детство многих Боратынских. Ольга Казем-Бек, невестка поэта, открыла артель рукодельниц «Шитушки». В комнате хранится бронзовая медаль, которую шушарские мастерицы получили на всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893-м году.

Последняя комната – это кабинет, который располагается в северной части дома. Рядом с кабинетом обустроена ванная комната, причем ванну в полу обнаружили во время реставрационных работ. На стене висит родословная дома Боратынских, представлены фотографии членов семьи Боратынских.

При стандартной экскурсии каждому посетителю выдается электронный планшет, благодаря чему прогулка по музею становится удобнее и интереснее. Также на официальном сайте музея  представлена виртуальная экскурсия для тех, у кого нет возможности посетить музей лично.

«Можно заглянуть в виртуальный тур, но прелесть этого дома в том, что он всегда находится в динамике. Виртуальный тур достаточно подробный и интересный, и если он цепляет человека, то ему захочется увидеть его наяву», – отмечает старший научный сотрудник музея.

К сожалению, музей оказался вне внимания иностранных гостей прошедшего чемпионата мира по футболу. Елена Викторовна считает, что это говорит о Боратынском, как о малоизвестном поэте нашей страны.

«Весь туристический поток во время ЧМ заканчивался «Кольцом» и улицей Баумана. Дальше идут уже те, кто любит город узнавать ногами, а это, как правило, российский турист. Увеличение иностранного потока за счет ЧМ не было вообще. Одно дело Ленин – это, к примеру, аудитория Латинской Америки и Китая. Чтобы «вывести» Боратынских за пределы России нужна разъяснительная работа».

Ближайшие мероприятия:

8 августа 18:30 – Концерт «Это было летом, летом»

15 августа 19:00 – «Джаз над Казанкой»

11 сентября 10:00 – Городской праздник трезвости

Адрес: ул. М. Горького, д. 25/28

Режим работы:
С 10:00 до 18:00

Четверг – с 12:00 до 21:00
Выходной день – понедельник

Первая среда каждого месяца – день бесплатного посещения. Акция действительна только для индивидуальных посетителей.

Стоимость билетов:

Входной билет – 100 руб.
Льготный входной билет – 50 руб.
Экскурсионный билет (без учета входной платы) – 50 руб. с человека
Продолжительность экскурсии – 1 акад./час
Экскурсия индивидуальная (без учета входной платы) – 500 руб.

Фото- и видеосъемка в музейных интерьерах (1 час) по предварительной заявке – 3000 р.

Регина Суфиянова

 

Close
loading...