Ноябрь 20, 2018

Казань музейная: Горький и Шаляпин – два культурных пласта Казани начала ХХ века

Версия для печати
Портал DragonNews продолжает серию публикаций о музеях Казани. Напомним, ранее мы посетили музеи Каюма НасыриБоратынских и Мусы Джалиля. Сегодня речь пойдет о музее писателя Максима Горького и певца Федора Шаляпина, посвященному тандему двух гениев отечественной культуры.

Горький и Шаляпин познакомились в 1901 году в Нижнем Новгороде, однако пересекались они задолго до этого времени. Яркость и динамика – так можно охарактеризовать отношения литератора и певца. В 1907 году в летнем номере журнала «Огонек» выходит небольшая заметка о Шаляпине и Горьком, о том, как они встретились в первый раз на самом деле.

«Мне было 16 лет, когда я работал в Казани на лесном дворе. Через улицу помещалась булочная, куда я ходил за хлебом. В подвале, где выпекался хлеб, молодой рабочий, обнаженный по пояс, месил тесто. Это был Горький, тянувший лямку чернорабочего и не помышлявший о беллетристике. Мы тогда не были знакомы», – делился легендарный бас Федор Шаляпин с французским журналистом.

До сих пор неизвестно, насколько достоверна эта информация, но данная публикация по-новому раскрывает отношения двух титанов русской культуры того времени.

Максим Горький (Алексей Пешков) – великий русский писатель начала XX века. Биография литератора разнообразна и необычна в своих взлетах и падениях. Имея за плечами два класса начальной школы, но при этом огромное желание учиться, Пешков переезжает в Казань с целью поступить в университет. Но путь к обучению для будущего писателя был закрыт (причина –  происхождение и недостаток знаний). Казанский период для Горького был одним из самым тяжелых.

«Его жизнь в Казани была безрадостной. В августе 1928 года, посетив Казань, писатель скажет о том, что здесь он пережил гораздо больше горьких минут, чем написано в его произведениях. События юности, проведенной в Казани, писатель опишет в своих художественных и публицистических произведениях. В своих рассказах и повестях А.М.Горький мастерски передает атмосферу мрачной, безысходной действительности, из которой пытается вырваться и которой «сопротивляется» главный герой – Алексей Пешков», – рассказывает заведующая музеем Марианна Гаврилова.

Музей Горького и Шаляпина – в прошлом Казанский музей А.М.Горького, Литературно-мемориальный музей А.М.Горького (свое нынешнее название музей получил в марте – прим.ред.) – был открыт в 1940 году. А предшествует этому большая собирательская, краеведческая работа, связанная с именем выдающегося  казанского ученого, археолога, историка, искусствоведа и музейщика Н.Ф.Калинина. В 1920-е гг. он, будучи преподавателем школы №3 Казани, загорелся идеей изучить казанский период биографии Горького и увековечить его имя.  В 1928 году члены кружка юных краеведов вместе со своим руководителем Калининым пишут письмо Алексею Максимовичу в Сорренто, приложив карту Казани, где попросили его отметить места пребывания (помимо документа, в музее представлена электронная версия карты Казани с отмеченными местами, где и с какой целью бывал Горький – прим. ред.). В одном из горьковских мест – пекарне, в которой в  1886-1887 годах жил и работал юный Пешков, и было решено создать музей. В 1938-1940 гг. была воссоздана историческая обстановка пекарни по воспоминаниям старожилов Казани, а также по произведениям и воспоминаниям самого Горького и его казанских знакомых.

Спустя десятилетия, в преддверии 150-летнего юбилея писателя была проведена реконструкция и реэкспозиция  (2012-2016). Сегодняшняя экспозиция состоит из двух частей: «Писатель – эпоха – герой. Жизненный и творческий путь А.М.Горького» на 1 этаже здания и «Ф.И.Шаляпин и Казань» на 2 этаже.

Музей расположен в здании, построенном в середине XIX века, где, как ранее отмечено, располагались булочная и пекарня А.С.Деренкова. Андрей Деренков, владелец бакалейной лавки, а затем и двух булочных, сыграл не последнюю роль в судьбе будущего писателя. Все  доходы от торговли Деренкова уходили на поддержку революционно настроенных «кружков саморазвития», также он содержал библиотеку нелегальной литературы. «Он будто был приговорен к бессрочной каторге помощи людям», напишет о нем Горький.  У Деренкова собирались студенты для чтения книг, и последующих горячих споров и дискуссий. Алексей Пешков стремится в эту среду «революционно настроенной молодежи», но остается чужим и непонятым для юных последователей народнического движения.

В Казани Горький работал не только у Андрея Деренкова, но и в других пекарнях, в т.ч. в  крендельном заведении Василия Семенова,  увековеченного в повести «Хозяин». Данное произведение раскрывает отношения между Семеновым и Пешковым: хозяин с любопытством относится к своему помощнику и даже выделяет его из общей массы. Герой пытается сблизиться с незнакомым миром зарождающегося капитализма. В мире угнетенных и угнетателей люди пытаются найти пути друг к другу, однако остаются непонятыми, о чем и повествует произведение.

В конце 1887 года у Пешкова наступает духовный кризис – он стреляется на набережной Казанки, на Федоровском бугре (ныне место, где расположен НКЦ «Казань»). Ответ на вопрос «почему он стрелялся?» неоднозначен. В «предсмертной записке» Пешкова будет написано: «В смерти моей прошу винить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце». Но что скрывается за пафосной сентенцией? Возможно, боль, разочарования и одиночество. Кстати, болезнь писателя (туберкулез – прим.ред.), которая преследовала его всю жизнь, является следствием того, что пуля, не задевая сердца, проходит через легкое.

На экспозиции казанского музея представлено немало интересных экспонатов, иллюстрирующих факты биографии и творчества писателя. Среди них газета «Кавказ», где в 1892 г. было опубликовано первое произведение писателя («Макар Чудра» – прим.ред.) под псевдонимом М.Горький. Первые произведения автора – рассказы, очерки, фельетоны – печатались в газетах «Волжский вестник», «Нижегородский листок», «Самарская газета» и др. Именно в «Самарской газете» Горький знакомится с Екатериной Волжиной, которая в 1896 г. станет его единственной официальной женой.

«Обедневшую дворянку, работающую корректором в «Самарской газете», что-то привлекает в этом странном человеке в широкополой шляпе и длинном черном плаще и сапогах. Горький, безусловно, эпатировал публику. В Самаре, помимо псевдонима М.Горький писатель обретет еще один – Иегудил Хламида. Именно так будут подписываться сатирические, модные заметки писателя», – продолжает нашу экскурсию завмузеем Марианна Фридриховна.

Но не только внешность Горького выделяла его из окружающей среды. Практически с самых первых шагов в литературе он предстает перед читателем как писатель-гуманист, описывающий «свинцовые мерзости дикой русской жизни», но не теряющий веры в высокое предназначение человека.

«К сожалению, до сих пор Максима Горького считают родоначальником соцреализма в литературе, однако это не совсем справедливо. Писатель всегда выступал за плюрализм в литературе, а собственный стиль автора трудно ограничить жесткими рамками. В произведениях Горького мы находим черты и реализма, и романтизма, и символизма и даже сюрреализма», – поясняет М.Гаврилова.

Вторая часть экспозиции представлена на втором этаже музея и полностью посвящена Федору Шаляпину – великому русскому оперному певцу, другу Горького, творческий путь которого начинается в Казани.

В центре экспозиции подлинные вещи артиста, переданные родственниками Шаляпина. В основном, дочерью артиста от первого брака с итальянской балериной И.И.Торнаги – Ириной Шаляпиной. Ирина Федоровна неоднократно приезжала в Казань и сыграла огромную роль в создании первой шаляпинской экспозиции в нашем городе именно в стенах Казанского музея А.М.Горького в 1968 году. Среди мемориальных вещей артиста – граммофон; неоконченный портрет молодого Шаляпина кисти художника В.Россинского; рояль, подаренный певцу С.И.Мамонтовым; пластинки с записью его голоса; театральные афиши и программы и т.д. Главным свидетельством уникального таланта артиста являются записи его голоса. В экспозиции представлена аудио-визуальная проекция, благодаря которой можно послушать  Федора Шаляпина в оперных партиях, увидеть иконографию певца.

Основная идея шаляпинской экспозиции, впрочем, как и горьковской – подчеркнуть роль Казани в судьбах великих людей, рассказать, как наш город повлиял на формирование их личностей, какие потрясения пришлось пережить. Впечатления юности Горького и Шаляпина стали «университетами» их жизни.

Ф.И.Шаляпин, обладавший множеством талантов, в т.ч. литературным, в своих автобиографиях «Страницы из моей жизни» (1917) и «Маска и душа» (1932) (в музее представлены прижизненные издания – прим.ред.)  опишет самые яркие впечатления детства и юности, предопределившие его дальнейшее будущее. На основе этих фактов выстраивается содержание экспозиции.

«Первые воспоминания детства будущего артиста связаны и с народной песней, услышанной в исполнении матери, и с церковным песнопением, поразившем маленького Федора (в то время семья жила в Суконной слободе, соседом был регент Духосошественской церкви, который прослушал Шаляпина и нашел у него способности к пению, после чего он станет петь  фактически во всех церквях Казани – прим.ред.). Посещение уличного балагана Якова Мамонова, выступавшего во время народных гуляний на площадях Казани и, конечно, Казанского городского театра оставили неизгладимый след в воспоминаниях Ф.И.Шаляпина и подтолкнули его к выбору профессии артиста», – рассказывает Марианна Фридриховна.

В экспозиции представлены материалы, связанные с окружением Ф.И.Шаляпина, в т.ч. с его семьей. Со своей первой женой Шаляпин познакомился на сцене частной оперы  С.И.Мамонтова – итальянская балерина Иола Торнаги была в одной труппе с Шаляпиным. Федор Иванович придумал оригинальный способ объясниться ей в любви: он переделал строчки в арии Гремина в опере «Евгении Онегине» и спел: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Иола на тот момент плохо знала русский язык, что, однако, не помешало им  вскоре пожениться.  Личные вещи Торнаги –  ее балетные туфельки, коробочка с гримом, перчатки украшают экспозицию.

Каждый из мемориальных экспонатов имеет свою историю, как говорят музейщики, легенду. Интересен барельеф композитора Н.А.Римского-Корсакова, выполненный Шаляпиным и переданный его дочерью И.Ф.Шаляпиной в 1965 г.  Шаляпин был не только оперным певцом и актером, но и талантливым художником (нередко Шаляпин делал зарисовки персонажей, которых он играл на сцене, а потом воплощал образ с помощью искусно наложенного грима).  Буквально несколько штрихов, очертаний – и образ готов. Именно так выполнен и барельеф любимого композитора артиста, сразу угадываемого в изображении.

Особый интерес для посетителей в экспозиции представляет серия снимков, запечатлевшая приезд Ф.И.Шаляпина в Казань в 1912 г.

«С 1910-х гг. А.М.Горький уговаривает Ф.И.Шаляпина, который был великолепным рассказчиком,  взяться за написание своей автобиографии (которую оба начнут писать в Форосе в 1916 г.). Шаляпин посещает Казань в 1912 г., места детства и юности и фотографируется около них», – продолжает нашу экскурсию Марианна Гаврилова.

По словам Марианны Фридриховны, соотношение между посетителями музея в лице жителей Казани и туристов из других городов составляет 75/25 соответственно, что лишний раз подчеркивает возрастающий интерес казанцев к своей истории. Несмотря на то, что музей активно популяризирует творческое наследие А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, выдающихся татарских писателей (материалы о которых представлены в контексте горьковской экспозиции), еще встречаются люди, которые, к сожалению, не знают, что в Казани есть музей, представляющий имена Горького и Шаляпина.

Ближайшие мероприятия:

29 мая – 19 сентября – Выставка «Заслуженный художник России Борис Старчиков»

21 сентября 16:00 – Открытие персональной выставки Александра Иванова (чеканка)

30 сентября 14:00 – Открытие сезона ЛитО им.М.Зарецкого – вечер, посвященный 80-летию Диаса Валеева

Адрес: ул.Горького, д.10
Режим работы:

с 10.00 до 17.00
Четверг – с 12.00 до 20.00
Пятница – с 10.00 до 16.00
Выходной день – понедельник
Первая среда месяца – бесплатный день посещения (без экскурсий)

Стоимость билетов от 50 руб.

Регина Суфиянова

 

Close
loading...