Декабрь 15, 2018

“Дети и Эти”. Театр абсурда, или Ломка стереотипов

Версия для печати
Спектакль “Дети и Эти” успешно показывают уже второй год. В нем взрослые не хотят носить колючий шарф, боятся темноты и разговаривают с незнакомыми маленькими детьми. А дети слишком серьезны, ответственны и трудолюбивы.  Немного о картонных декорациях, странных диалогах и почему спектакль рекомендуется к просмотру для всей семьи.

Григорий Остер – автор книги «Дети и Эти», по которому 20 сентября поставили спектакль в казанской творческой лаборатории «Угол». Однако зрителям он больше известен, как сценарист  мультипликационных фильмов «Котенок по имени Гав», создатель идеи «38 попугаев» и «Обезьянок». Его можно было бы назвать детским автором, если только не взрослые вопросы и проблемы, поднимающиеся в сюжетах писателя.

До начала 15 минут. В ​ маленьком помещении, больше похожем на подвал, чем на театр, тишина. Билетеры взволнованно поглядывают на время, но в холле театра больше никого. Дверь резко распахивается и внутрь один за другим шумным вихрем вбегают дети. Билетеры облегченно выдыхают – главные зрители прибыли. Атмосфера меняется. Дети смеются, шумят, корчат лица в зеркале, запускают в воздух сдутые шары. Взрослые делают безрезультатные попытки их успокоить. Начинается спектакль.

Заходя в зал, первым делом глаза выхватывают странную конструкцию на колесах. Она мобильна, но при этом отображает многие локации одновременно. Ее разворачивают и перед зрителем предстает прихожая, будто нарисованная ребенком.​ ​ Дочка одевает шарф на отца, а папа противится. “Колючий!” – хнычет он.​ ​ “Ничего не колючий”, – спокойно отвечает девочка. Так мы знакомимся с главными действующими лицами: капризным папой и очень серьезной дочкой. И дальше становится еще абсурднее, но оттого – интереснее.

Причем зрителям это явно по душе, каждый улыбается: кто-то понимающе, кто-то смущенно, а некоторые смеются в голос. И это не портит атмосферу, а дополняет ее, ведь всех объединяло одно – они искренни в проявлении своих эмоций. И зритель невольно чувствует себя соучастником процесса.

С каждым новым вращением декораций повествуется новая история, кажется, будто смотришь в калейдоскоп. И все эти события так нам знакомы, но из-за смены полярностей, необычны и интересны. В “Дети и Эти” раскрываются все страхи взрослых и детей: ребенок боится, что его не заберут из садика, а взрослые, что с детьми произойдет что-то страшное.​ ​ Основная мысль – гениальное мышление детей, ведь они еще не знают, как устроен мир, поэтому у них нет стереотипов, которые приобретаются во «взрослой» жизни. Сама постановка похожа на искусно сплетенную сказку. По ходу просмотра начинаешь искренне верить, что для счастья нужна всего лишь поддержка, доброта людей и теплые объятия родителей.  Режиссеры спектакля “Дети и Эти” развернули лицом друг к другу два, казалось бы, разных мира: взрослых и детей. На секунду во время просмотра проскакивает мысль: “А понимают ли дети, что происходит?”. Смотрю на ребят, вижу их горящие глаза, ухмыляющиеся лица и получаю ответ: «Понимают». Актеры объясняют детям, казалось бы, простые вещи. Прописные для нас, взрослых, истины. Но говорят они на детском языке.

«Этот материал для нас интересен тем, что Григорий Остер разговаривает с детьми на их языке. Нам было интересно показать проблемы, которые у них существуют. Когда становимся старше, они становятся неактуальными для нас. Мы хотели, чтобы взрослые снова почувствовали себя детьми, чтобы родители вспомнили, что такая проблема, как страх темноты, в детстве была важной», – рассказывает режиссер спектакля Регина Саттарова.

Ближе к концу спектакля внутри появляется чувство, словно тебя перевоспитали. Словно “Дети и Эти”, на самом деле, один большой поучительный урок.

«Мы спектакль играем уже второй год, на него часто приходят дети. У нас существует даже специальная рассадка. Нам было важно две части зала примирить и уравнять, поэтому родители и дети сидят раздельно, чтобы они больше смогли проникнуться сюжетом», – добавляет с улыбкой Регина.

Заканчивается спектакль под мелодию “Спокойной ночи, малыши”. Актеры расставляют множество картонных домов: высоких и низких, слева и справа, вблизи и вдалеке. В окнах зажигается свет, а лицедеев подсвечивают теплым светом софиты. У этой истории нет конца, она была, есть и будет в любой семье. И это неплохо, несмотря на то, что в каждом доме свои проблемы, некоторые ситуации схожи между собой. Как писал Л.Н. Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга».

Карина Хабибрахманова, Светлана  Ануфриева

 

Close
loading...