Ноябрь 16, 2018

«Арми жива!» История женщины-легенды

Версия для печати
21 октября в центре современной культуры «Смена» состоялся показ фильма «Арми жива!» в рамках программы «Дни финской культуры в «Смене».

«Арми жива!» – рассказ о тяжелой судьбе женщины, которая осчастливила миллионы других. В центре повествования жизнь Арми Ратиа, основательницы дизайнерской компании «Маримекко». Премьера фильма состоялась в 2015 году и стала громким аккордом на Московском международном кинофестивале. Режиссером картины выступил Йорн Доннер, известный по фильмам «Фани и Александр», «Мужчину нельзя изнасиловать», «69». Он рассказал на языке кино драматическую историю женщины, которая смогла перевернуть представление о моде в Финляндии.

«Очень остер на язык, всегда добивается того, чего хочет. Неизменно остается невыносимым ребенком. Он одновременно и раздражает, но и привлекает себе внимание», – отзывались коллеги о режиссере.

Йорн был лично знаком с Арми Ратиа, в 60-е годы, в период расцвета ее карьеры. Вот его впечатления после их знакомства: «Она живая, яркая, всегда добивалась своего. Но являясь натурой творческой, легко впадала в депрессию и имела страсть к алкоголю».

Она была символом женской эмансипации в Финляндии. Свои идеи она выплескивала через одежду. Уход от привычных корсетов, создание Unisex – вот чего ей хотелось. Арми Ратиа – это новый глоток воздуха, как в мире одежды, так и интерьера. Но чего ей это стоило, на какие жертвы пришлось пойти? Бизнес расцветает, а личная жизнь на грани. Нелюбимый муж, дети, которые не понимали, а иногда презирали ее. Действительно выдающаяся личность, но, как и все творческие создания, очень тяжело принимала испытания судьбы. Алкоголизм, попытки самоубийства, срывы, больницы… Казалось, что она готова все бросить и уйти, но всегда возвращалась с улыбкой и полная надежд.

Деньги никогда не держались у нее, она их никогда не считала. За этим нужно было следить и контролировать. Любая поездка била по кошельку компании, но приносила массу вдохновения. Поэтому кризисы случались не только в отношениях, но и в бизнесе.

Она могла видеть то, чего не видели окружающие. Ткани, эскизы, которые многим казались безвкусными, на подиуме вызывали восхищение. Эта особа умела рисковать, и выигрывала. Жизнь для нее – это «Marimekko». Именно ткани сделали ее личностью, через них можно сказать, что чувствуешь. Работники компании ближе, чем семья. Они знали ее тайны и страхи, поддерживали во всем, рисковали ради нее. Собрания в 2 часа ночи, или же вовсе остаться жить на фабрике являлось нормой для сотрудников. Арми в любое время могла раствориться, исчезнуть и работа не останавливалась. Абсолютное доверие было залогом успеха.

«Не пугайтесь, что в фильме много эмоций, так оно и есть», – отметила киновед Кристина Иванникова перед показом.

Однажды Арми спросили: «Что особенного запомнилось в ее жизни?» Она ответила: «Жизнь как жизнь. Работала с утра до вечера и с вечера до утра. Если не считать, что я потеряла родную страну и все свои книги, пережила гибель трех братьев на войне, смерть сестры моего мужа, два пожара, два банкротства, рождение двух мертвых сыновей, не смогла найти любовь в этой жизни, не хватало денег, не хватало еды, то ничего особенного».

Главная роль в этой картине принадлежит Минне Хепкюлле. Она знала модельера только по вырезкам из газет. Когда Доннер рассказал семье Ратиа о намерениях снять эту картину, они согласились со словами: «Делайте с нашей мамой все, что хотите. О ней, и так все знают, можете ничего скрывать».

Важную роль в картине играет структура. Фильм, как пьеса, в которой присутствуют театральные декорации. К сожалению, сцена театра не имела должного пространства, поэтому съемки перенесли в павильоны, где есть возможность показать ткани, заводы, весь масштаб фабрики. Зритель переносится в одного места в другое, из театра в кино и обратно.

Исполнительница главной роли Минна Хаапкюля часто играет в картинах одна. Она умеет удерживать на себе внимание и держать в напряжении зрителя в течение всего фильма. Эта работа не исключение. Здесь Минна играет сразу нескольких героинь: Арми Ратиа и женщину, которая репетирует роль Арми с труппой. Эта идея была придумана в процессе написания сценария. Минна Хаапкюля совершенно не похожа на модельера, но Доннер хотел, чтобы именно она исполнила эту роль. Изначально актриса отказалась от предложения сняться в этой ленте из-за внешнего различия, тогда и пришла в голову идея о способе рассказа истории, через репетицию спектакля.

В фильме присутствуют два голоса. Зритель может с разных сторон посмотреть на жизнь главной героини, ее взлеты и падения, внутренние чувства. Актриса, режиссер, некоторые члены труппы постоянно задаются вопросами, а какой на самом деле Арми была, что она испытывала в тот или иной момент. Советуются  и спорят на эту тему.

Одна актриса и везде разная. Секундная смена кадра, смена роли и вот уже другой взгляд, другая мимика. На губах красная помада? Значит перед нами уверенная и решительная Арми. Растянутый свитер? – слабая женщина, которая нуждалась в заботе и внимании.

Данное кино относится к экспериментальным, авторским. Его выбрали в качестве продолжения тематики «Дни финской культуры в «Смене», которая проходит с 17-27 октября в центре современной культуры «Смена». Все желающие могут прийти и послушать лекции о финском искусстве от киноведа Кристины Иванниковой, специалиста Московского музея дизайна Татьяны Зборовской.

Алина Нурбаева

Close
loading...