Ноябрь 16, 2018

Кино закончилось, осталась «Пустота»

Версия для печати
Накануне в ДК имени Ленина состоялся первый публичный показ дебютного фильма казанского режиссера Павла Москвина. Корреспондент портала DragonNews Максим Тютюгин посмотрел фильм и рассказал, что скрывается в «Пустоте».

Сюжет фильма не нов, как для кинематографа, так и для реальной жизни. Главный герой — Дима (Булат Минкин) возвращается с чеченской войны домой к матери (Венера Шакирова). Город холодно приветствует уже ставшего незнакомцем человека.

Брат Дмитрия умер на войне, а отец – от алкоголя. По ходу фильма он пытается вернуться в нормальную для общепринятого мнения людей жизнь: устроиться на работу, наладить отношения с матерью и женой брата.

Вот вроде бы человек вернулся домой, а на самом деле он на войне, это его тело вернулось обратно и пытается погрузиться в рутину. Внутри он до сих пор воюет каждый день — с самим собой, обществом, со всем живым. У главного героя постоянные галлюцинации от темноты: ему постоянно кажется, что в него стреляют, пытаются убить в собственной же квартире. В небрежно оставленной на асфальте коробке из-под обуви он четко видит бомбу.

Все действия, происходящие на экране, почти не имеют слов. Оно и понятно: никто из персонажей не хочет нарушать пустоту главного героя. Однако появляется другая проблема: все персонажи выходят неинтересными, скомканными. Ты ни к кому не проникаешься, тебе никого не жаль.

На самом деле даже к главному герою ты не проникаешься чувствами. Мы не знаем ничего о его жизни, да и режиссер явно не намерен нам был это рассказать.

Но тогда в чем суть фильма? Сложно проявить к герою сострадание, в особенности, когда его не знаешь. А что хотел сказать нам автор? Ведь таких искалеченных войной Дим, Максов, Андреев и Саш в нашей стране тысячи, и их истории можно было бы раскрыть в полном объеме.

Видно, что режиссер отталкивался не от сценария, а больше от визуальной составляющей. Весь фильм символически транслируется пустота главного героя. Красивая картинка притягивает взгляд, однако сюжет превратился в пустоту: дыра на дыре.

Непонятно, почему включена жена брата, герой никак не раскрыт, да и ничего она не делает там. Нарочито злобный редактор, который отказывается печатать рукопись ветерана. Зачем это? В Казани больше нет типографий? А мать, которая не испытывает никаких эмоций, кроме переживаний за собственного сына. К чему этот монолог-исповедь отца-алкоголика в фильме? Мы не знаем этого героя, нам абсолютно все равно, что он думает и что он хочет.

Эти вещи нам объяснили после фильма. Актриса Венера Шакирова рассказала: «Нам говорили играть одно, а в итоге в фильме получился совсем другой посыл. Но я видела полуголодных молодых людей на площадке. Они работали за идею. И даже пытались дать мне деньги. А я всегда отвечала отказом».

Наверное, режиссер просто заложник полного метра. Фильм вышел бы насыщенней, если бы его сделали короткометражным. Потому что только красивая составляющая не сможет сделать полнометражный фильм интересным и насыщенным.

С другой стороны — это дебют молодого режиссера и многие вещи ему простительны. Все работали ради идеи фильма, а не за деньги. И посыл в фильме правильный, только не хватило опыта, а может и бюджета. В любом случае, зачатки здравого фильма видны. И режиссер явно видит недочеты и ошибки, которые, надеемся, сможет исправить в последующих фильмах.

Максим Тютюгин

Close
loading...