Июль 16, 2019

Сессия: лицом к лицу со страхом

Версия для печати

Зимняя экзаменационная сессия для большинства российских студентов началась в первый рабочий день после новогодних праздников. Она продлится до конца января, потом учащихся ждут каникулы.

Как известно, сессия всегда сопровождается стрессом и переживаниями, неуверенностью студентов в своих силах. Но как быть, если процедура экзамена нагоняет такой сильный страх, что сдающий не в силах удержать в памяти даже самую элементарную информацию? Как от него избавиться и настроиться на позитивный лад? Психолог-консультант, доцент кафедры общей психологии ИПО КФУ, преподаватель и тренер Тренинг-центра КФУ Павел Афанасьев  рассказывает, как подготовиться к экзамену и чувствовать себя на нем уверенно.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Легкие эмоциональные всплески полезны – они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие”, – поделился Павел Николаевич.

Для некоторых студентов экзамен становится своеобразной борьбой, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. И страх проиграть в этой борьбе чрезвычайно велик.

“Одно лишь упоминание об экзаменах способно вывести из равновесия любого. Источник страха не в самом экзамене, а в нашем отношении к событию. Понимая это, мы  поможем себе справиться с экзаменационным стрессом. Поэтому важно собственное формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена”.

По мнению психолога, с точки зрения жизни экзамен не представляет собой огромной значимости –  это всего лишь выполнение квалификационных требований, а не показатель вашей жизненной ценности и важности в глазах окружающих и своих собственных.

“Снизьте сверхзначимость экзамена: мир не рухнет, если вы не сдадите экзамен или сдадите его не на ту оценку, о которой мечтали. Постарайтесь изменить свое представление об экзамене – это не пытка, не казнь, а просто проверка ваших знаний, тем более, вы все (ну или почти все) знаете”.

Психолог отмечает: стресс – это реакция организма на неизвестность.

“Представьте себе, что случилось самое страшное – то, что вы рисовали себе накануне экзамена. Встретьтесь со своим страхом  в своей голове. И что же произошло? Как оказалось, неизвестное уже и не так пугает. Нужно понять, что экзамен – это своего рода тренировка перед другими жизненными ситуациями, когда нужно будет сохранять спокойствие и принимать решение”.

Как отмечает Павел Афанасьев, во время сессии студенты часто приходят с просьбой помочь им снять напряжение. Многие считают, что готовиться к экзаменам нужно, в буквальном смысле слова, не поднимая головы от учебников. Но это совсем не так.

“Занимаясь по 14-16 часов в сутки, студенты сами вгоняют себя в стресс. Чтобы не нервничать, составьте план-расписание подготовки к экзамену и придерживайтесь тайм-менеджмента”.

Большая ошибка, считает психолог, – откладывать все на потом. В результате вечером накануне экзамена хватаемся за голову с криком: «Завтра экзамен, а я ничего не знаю!»

“Чтобы этого не случилось, нужно грамотно распределить силы, понять, какие экзамены для вас кажутся сложными, какие попроще, где не хватает лекций или практических занятий, где надо что-то почитать в учебнике или взять конспекты у одногруппников”.

Психолог рекомендует разбивать на мелкие пункты свои действия.

“Большие дела страшат: мысль о том, что надо выучить за три дня 20 билетов,  – пугает. Но если мы скажем себе, что надо сесть и выучить один билет, то так уговорить себя гораздо легче, да и удовольствие от того, что справился с этой задачей, поднимет самооценку и придаст уверенности в своих силах.

Хорошо бы отложить на какое-то время развлечения: походы в кино, встречи с друзьями – и посвятить это время подготовке к экзаменам. Это не просто рекомендация – это показатель зрелости личности, которая умеет и может правильно расставлять приоритеты”.

В процессе подготовки к экзамену важно помнить, что человек имеет свой биологический ритм: кто-то жаворонок, кто-то сова.

“У каждого из нас подъем сил и настроения сменяется упадком. Поэтому свои биоритмы можно и нужно использовать во благо: в период подъема сил – учить, а когда активность идет на убыль – повторять пройденное”.

Среди предложенных приемов борьбы со страхом во время сессии психолог отметил и психофизику:

“Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие физические упражнения. Попрыгать, поскакать, снять напряжение гораздо лучше перед экзаменом, а не после него”.

Самым быстрым, простым и наиболее эффективным способом преодоления ощущения стресса и паники, по мнению нашего эксперта, являются дыхательные упражнения.

“Если во время экзамена вы почувствуете, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите себе: «Стоп!»  и глубоко и медленно подышите – это отрезвит вас от сползания в бездну волнений. Паника никуда, кроме тупика, не заведет!”

А как же быть с приметами студентов о подкове в туфле или приманивании халявы? Психолог утверждает, что студенты, проделавшие подобные манипуляции, чувствуют себя увереннее и спокойнее, следовательно, и оценки получают неплохие (конечно, при условии, что в их светлых головах есть необходимые знания).

“Существует огромное количество способов, позволяющих справиться студенту со стрессом: послушайте любимую музыку, займитесь медитацией, лягте спать пораньше, спланируйте будущие каникулы, напишите 20 самых лучших своих качеств. Каждый сам должен выбрать, какого пути придерживаться. А я лишь хочу пожелать всем студентам Казанского университета удачи на экзаменах и, как говорится, ни пуха ни пера!”

Галина Хасанова

Close
loading...