Премьерную «Царскую невесту» Николая Римского-Корсакова для Казани поставил главный режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Михаил Панджавидзе. Режиссер уже хорошо знаком казанскому зрителю операми «Борис Годунов», «Лючия ди Ламмермур», «Риголетто», «Набукко», «Аида» и др.
В главных партиях заняты солисты казанской оперы и ведущих театров России, а также приглашенные артисты из Белоруссии и США. Новую сценографию создал художник Гарри Гуммель (Германия), над костюмами работала Нина Гурло (Белоруссия).
Новая постановка выдержана в классическом ключе – облик Александровской слободы выполнен практически в натуральную величину. На сцене воссоздаются дома и палаты, часть улицы, а в их оформлении использованы металл, рогожа, домотканое сукно и живое дерево, запах которого разносится по сцене.
«В нашей постановке мы решили, по возможности, максимально достоверно и реалистично «показать» историю, случившуюся в XVI веке», – рассказывает режиссер Михаил Панджавидзе.
В сюжетной основе «Царской невесты» два любовных треугольника Любаша – Грязной – Марфа и Грязной – Марфа – Иван. История обреченной любви молодых людей происходит в жестокую эпоху Ивана Грозного. Антигерой появляется в постановке единожды, но существует в нематериальном пространстве на протяжении всего действия – в окружении созданной им опричнины, тревожных рассказах жителей слободы и оркестра. Появление Грозного становится апофеозом нарастающего напряжения и трагической развязки.
По словам режиссера, образ царя сознательно не интерпретируется, как и у Римского-Корсакова. Ключевым героем становится явление опричнины.
«Принадлежность Грязного, Малюты и некоторых других героев оперы к этой «касте избранных», их уверенность в собственной безнаказанности и власти над чужой жизнью и волей в итоге приводит к чудовищному искажению судеб. А множество судеб, как известно, составляют судьбу всей страны», – пояснил Панджавидзе.
Зритель чувствует устрашающую атмосферу опричнины, сметающую все на своем пути. Вот только на улицах славно запевали жители слободы, как черное войско опричников заполняет пространство и сметает все на своем пути – летят двери, сломаны декорации. Погруженный в атмосферу ужаса зритель никак не реагирует на незапланированный погром.
«Хорошо, что никто не пострадал», – добавляет солистка казанской оперы Гульнора Гатина, исполнительница роли Марфы премьерного дня.
Опричнина повергает во мрак и сердце погубленной Любаши, влюбленной в Грязного. Своим позором девушка расплачивается за отраву для царской невесты Марфы. А драматическая сцена объяснения между Грязным и Любашей в исполнении солиста Большого театра Белоруссии Станислава Трифонова и солистки Мариинского театра Екатерины Сергеевой становится по реакции зрителей одной из самых пронзительных. Должное надо отдать артистам, которые исполнили партии в оба премьерных дня, в то время как исполнители партий Марфы, ее отца Собакина и жениха Ивана, сменились.
«Тяжеловато, но не в плане голоса, а потому что в первый день все энергетически отдала», – призналась корреспонденту DragonNews Екатерина Сергеева.
Сцены раскаяния Грязного и грез Марфы буквально вовлекают зрителя в круговорот помешательства. Печальная участь царской невесты неизбежна – хоть бы и движимые страстью Любаша и Грязной не обрекли Марфу и ее жениха на гибель.
«Постановка эпическая, очень настоящая. Хорошие и дорогие декорации. Певцы и состав прекрасный – набрали два равноценных. Рад почувствовать на сцене такую энергию, профессиональную. Очень крепкий спектакль», – признался солист из США, исполнитель партии Василия Собакина Михаил Светлов.
Отметим, что фестиваль в этом году проходит в рамках официальной программы Года театра в России и посвящен двум юбилеям – 145-летию казанской оперы и 80-летию самого ТГАТ оперы и балета им.М.Джалиля. В юбилейный год на сцене театра пройдут десять спектаклей и два гала-концерта. Закончится работа Шаляпинского фестиваля 23 февраля.
Диана Галиева