Сентябрь 22, 2019

«Борис Годунов». Новый вариант прочтения оперного шедевра

Версия для печати
Уже стало доброй традицией 13 февраля, в день рождения знаменитого баса Федора Шаляпина, на казанской сцене представлять оперу «Борис Годунов». Известный композитор Модест Мусоргский написал свое детище еще в далеком 1869 году, но настоящее признание музыкальная драма получила позже, в 1898 году уже в редакции Н.А.Римского-Корсакова. Именно эта версия пришлась по вкусу публике, и началось триумфальное восхождение произведения по отечественным и зарубежным сценам.

«Борис Годунов» — сложное и неоднозначное творение Мусоргского, которое входит в классический оперный репертуар уже более столетия, но не утрачивает актуальности и в наши дни. Сегодня в татарском театре оперы и балета спектакль ставится под руководством Михаила Панджавидзе, казанцем он уже давно знаком по прославленным постановкам «Турандонт», «Евгений Онегин» и «Мадам Баттерфляй».

В прошлом году авторы поэкспериментировали  с главными ролями (напомним, год назад впервые за долгое время Бориса Годунова сыграл Михаил Светлов-Крутиков), но в этом году традиционно главную партию царя исполнил Михаил Казаков (ТАГТОиБ им. М.Джалиля), а вот Михаил Светлов (США) в очередной раз сыграл  роль Варлаама.  Новыми голосами обогатилась опера  в виде партий ЛжеДмитрия (самозванец Григорий Отрепьев) – Артем Голубев («Новая опера») и  Марины Мнишек  – Екатерина Егорова («Михайловский театр»).

«Михаил Казаков уже многие годы играет роль Бориса Годунова, он хорошо знаком казанской публике, тем более он уроженец Казани, его здесь любят и уважают. В прошлые годы мы сделали перестановки с артистами, но в этом мы снова решили вернуться к истокам, поэтому  партия царя вновь вернулась к нему», – рассказала Елена Остроумова, пресс-секретарь театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Либретто написано Мусоргским по одноименной трагедии А.С.Пушкина и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина (фабула пушкинской трагедии относится к началу XVII века). «Борис Годунов» считается знаковой работой Мусорского, она повлияла на многих оперных композиторов ХХ столетия.

Сюжет оперы основан на исторических событиях Смутного времени – одной из переломных эпох в истории русского народа. Дирижер Василий Валитов плавно рассекает воздух своей палочкой, вводит зрителя в некий транс, музыка льется неспешно и плавно, как будто приоткрывает дверь в давно минувшую эпоху. И на сцене появляется простой люд, молящий боярина Бориса Федоровича Годунова взойти на царство. Изумительные декорации четко передают холодный, леденящий душу мотив, что в могилу сошла великая московская династия Рюриковичей. Наступили тяжелые времена. Женские голоса сливаются в единой мольбе и плаче, неся страшную весть по всей земле русской о гибели царя Федора I.

События сменяют друг друга, зритель словно перелистывает страницы летописи Пимена, попадает на венчание Бориса на царство  – христианские декорации резко меняют тон от темно-холодного  до светло-теплого. Иконы, лампады, сарафаны, кокошники, кафтаны, рубахи, посохи, платки, кресты – все так пестрит яркими красками, что не успеваешь насладиться одним нарядом, как глаза радуются другому. Но не обманывайтесь, светлое будущее России, так воспеваемое и отображаемое в этом акте, всего лишь фикция. На царя  падает тень убитого младенца, свет сгущается и зритель понимает, что светлому будущему не суждено случиться. Масштабные и реалистичные декорации полностью погружают в историю четырехвековой давности, и складывается ощущение, что находишься не в заснеженной Казани, а в древнерусской Москве.

Православный посыл становится лейтмотивом произведения, который поражает воображение. Авторы старались в каждой сцене передать ощущение повсеместной причастности православия – в деталях одежды, монументальных и правдивых декорациях, в голосах и поведении героев, что четко воссоздавало древнеславянский дух времени. Христианское повествование бурлит как бушующая река, оно выстраивается в динамичную последовательность от всенародного избрания царя до его трагической мучительной смерти в финале, где главным действующим лицом выступает отнюдь не сам Годунов, а народ. Сцены эти не только внушительны, но и достаточно тяжелы: в них боль и страдания простых людей, их гонения и страхи. Трагична судьба царя, осужденного и отвергнутого народом. Но страшнее народного суда – суд совести. Он – беспощаден!

Фото: kazan-opera.ru

«Особенной оперу «Борис Годунов» делает то, что мы каждый год стараемся проводить ее в день рождения Федора Шаляпина – это уже отличает от других постановок. Именно благодаря Федору Шаляпину этот спектакль прославился на весь мир, он исполнял роли царя и других персонажей неоднократно. Еще в драме есть три мощнейших баса – Борис Годунов, Варлаам и монах Пимен, что присуще не всем драмам проходящего праздника оперы и балета. И конечно, нельзя не упомянуть, что «Борис Годунов» – одна из четырех русских постановок Шаляпинского фестиваля», – рассказала  Елена Остроумова, пресс-секретарь театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Каждое поколение заново открывает для себя нравственные законы и конфликты. Где проходит грань между добром и злом? Всегда ли можно оправдать коварное убийство высшими мотивами? Каковы будут последствия достижения цели «грязными» средствами? Спектакль стал новым вариантом прочтения оперного шедевра, пытливым обращением России ХХI века к прошлому своей страны, впечатляющим исполнением музыкальной классики, актуальной во все времена.

Дарья Ярчихина

Close
loading...