«Чего только нет в этом балете, решительно все есть: и выдумка, и музыка, и поэзия, и композиция прекрасных па… Всего вдоволь. В добрый путь», – писали в газете «Жуль Жанен».
Романтическая, поэтическая история о любви вельможного графа к простой крестьянке. Невольно обманув ее, юное создание умирает, завлекая его в таинственный и неизвестный мир.
«Велисы – это невесты, умершие до свадьбы, – говорил Гейм, – ночью они выходят из холодных как лед могил для того, чтобы показать пока светит месяц затанцовывать до смерти любого, кто придет в этот неурочный час на кладбище».
В этом году в Казани проходит 32-й международный фестиваль классического балета. Легендарный казанский фестиваль посвящен Рудольфу Нуриеву. Известному на весь мир танцору, который словно «летал» над сценой. Для него постановка «Жизель» имела особую роль в жизни. Марго фон Тейн предложила ему станцевать свой последний спектакль (ей было 42). На тот момент он не мог подумать, что этот танец, первый выход Жизель из ее домика, навсегда изменит его жизнь. Именно тогда он встретился со своей главной партнершей, главной артистической любовью. Она стала для него первой платонической любовью, это любовь с первого взгляда, с первого движения.
Они стали самым известным хореографическим дуэтом мира. Она воплотила его мечты, она помогла ему покорить самые известные сцены мира.
Величайшей Жизелью 20-го века была Галина Уланова. Триумфальный спектакль в театре Ковен Гарден, зрители которого жгли возле него костры в очереди за случайной или отмененной бронью. А в 1987 году вместе с Улановой танцевала Наталья Садовская, которая совместно с Рауфалем Мухамедзяновым и Ларисой Исаковой создали этот фестиваль. Каждый год Наталья Михайловна встречает гостей и артистов казанского театра оперы и балета им.М.Джалиля.
В этом году титульную партию Жизель исполняла Лауретта Самерскейл – прима Баварского государственного балета, в роли Графа Альберта был Алехандро Виреллес – премьер Государственного балета Берлина, Лесничий Ганс – солист Казанского театра оперы и балета им.М.Джалиля Артем Белов. Партию повелительницы Велис Мирты исполнял солистка московского музыкального театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Наталья Клейменова.
Вокруг «Жизели» появилась атмосфера необычайного интереса и у современного зрителя. Нежная, невинная, романтичная – все это про Жизель. Жители и гости города собрались в оперном театре, чтобы самим прочувствовать эту трогательную историю. В зале аншлаг. Билеты раскуплены за несколько месяцев. Были и те, кто попытал удачу у касс, возможность выкупить отмененную бронь. Абсолютно разный возраст зрителей: дети, взрослые, пожилые, все от мала до велика хотят увидеть Жизель с далекой Германии. Сможет ли она полюбиться зрителю? Покорит ли она казанцев? Как она сложит эту историю любви?
Раньше поход в театр был выходом в свет: женщины в вечерних платьях, драгоценные украшения, мужчины в костюмах. Сейчас иначе, но нашлись и те, кто либо полностью сохранил традиции, либо адаптировал их под современный “выход в свет”. Некоторые вовсе решили на себя примерить роль балерин, надев пачку.
Сама атмосфера театра завораживает. Красный бархат, белый мрамор, золотая роспись. Полное погружение в мир искусства.
Жизель до сих трогает сердца зрителей. Она является одной из самых любимых и востребованных.
«Жизель» понравилась зрителю больше, чем «Корсар». Им больше нравится сама история, потому что это очень эмоциональный спектакль», – отметила Лауретта Самерскейл.
Прозвучал третий звонкой. Тишина. На сцене появляется конферансье. Он рассказывает историю нуриевской “Жизель”, как она стала обожаемая зрителем.
И снова тишина. Взмах дирижера (Нуржан Байбусинов), и полилась музыка. Она соединилась воедино с артистами, чувствуя и предугадывая каждое движение. Но все ждут Жизель, ее выход из домика. Какой же она будет в этот раз? Справится ли Лауретта? Все с замиранием сердца смотрят на появление Альберта и Ганса. Стук в дверь и вот, то самое голубое платье, атласная ленточка, робкий взгляд, скромная походка, невинная улыбка. Да! Это та самая Жизель!
Каждый спектакль имеет свои особенности, свои танцевальные акценты. Здесь же прыжки и баланс занимают основное место. Артисты словно парили над сценой. Невероятные поддержки и сольные партии. Аудитория не жалела аплодисментов.
Отдельно стоит отметить пэ-дэ-дэ. Маленькая, хрупкая крестьянка-подружка в исполнении Маны Кувабары, и юноша – Вагнера Ковальо. Им прекрасно удалось справиться с поставленной задачей – создать легкость и игривость на сцене. Они сделали акцент на возрасте и мировосприятии героини. Ведь Жизель совсем юна, ей интересны танцы и веселье.
Все мы знаем, что балет – это красивая оболочка, за которой скрывается невероятная сила и трудолюбие. На то они и актеры, чтобы показать зрителю прекрасное. Вот и здесь такая же ситуация. Улыбка, легкость, но местами дрожь при поддержках показывали, насколько это тяжело.
Второй акт. Атмосфера мрака, дым, и только невесомые белые платья придают этой печали улыбку. Казалось, что пачка, словно дымка летит за балеринами. Здесь уже игра на контрастах. Два акта. Две абсолютно разные Жизели. Сначала, это тонкая ранимая натура, после, уверенная и сильная. Темный фон, тяжелая музыка, могила, в воздухе витает смерть и все та же искренняя любовь к Альберту. Это нужно увидеть, это нужно прочувствовать.
«Она отличается от меня. Я слишком прямолинейная, мы очень разные. Были моменты, когда возникали трудности, нужно было переключаться и перестраиваться, но мне это нравится. Я начинала изучать ее с самого начала репетиций, потихоньку познавала ее через танец, музыку, костюмы. Это не первая моя «Жизель» и с возрастом ты привыкаешь к роли», – отметила Лауретта.
Минута расставания влюбленных не смогла оставить равнодушным никого. Особо сентиментальные тихо скрывали свои слезы, пытаясь вытереть их незаметно.
Любовь превыше всего! Об этом история, именно эту идею хотел донести режиссер-постановщик.
Алина Нурбаева