Французский фильм “Industrial soundtrack for the Urban Decay” выполнен в документальном жанре. Выпущенный в свет в 2015 году, он был показан в России всего 3 раза: в Москве и Санкт-Петербурге. В этот раз к этим городам добавилась и Казань.
Рассказ об индустриальной музыке ведется от лица основателей этого направления: Graeme Revell (группа SPK), Genesis P-Orridge (Throbbing Gristle), Chris Carter, Cosey Fanni Tutti (Chris & Cosey), Boyd Rice (NON), Stephen Mallinder (Cabaret Voltaire). Видно, как эти люди увлечены своим делом. Интересно, что у них не было никакого музыкального образования. Возможно, это и позволило им свободно творить, не будучи связанными узкими правилами правил и устоявшимися формами.
Особенность музыки в стиле индастриал – эффекты шума, грохота, предельно высокая громкость. В качестве инструментов используются промышленные артефакты: цистерны, баки, трубы и т.п. Кстати, многие музыканты индастриал-групп были выходцами из среды рабочих, так что со звуками на заводах они были знакомы не понаслышке.
Зарождение индустриального направления музыки относится к середине 1970-х годов. Авторы ассоциируют индастриал с шумом промышленных цехов, стуком молотков, звуками на фабриках. Индустриальная музыка олицетворяет собой дыхание промышленного производства. То, что для большинства людей – только шум, для последователей индастриала – музыка индустриального общества.
Музыканты называют индастриал идеологией, направленной против правящего класса. Красной нитью через повествование проходит мысль, что эта музыка отражала общественные настроения в то противоречивое время, в которое она появилась и развивалась. Это «аутсайдерское искусство», во многом основанное на импровизации.
По признанию некоторых музыкантов, индастриал изначально возник как протест против правительственной политики. В фильме проводятся параллели между индастриалом и набиравшими в тот период силу явлениями: дадаизмом и панком. Так, принципами индастриала выступают абсурд и отрицание сложившихся правил, как и в случае с дадаизмом.
Музыка в стиле индастриал создается методом нарезок разнообразных звуков промышленной среды, которые записываются на специальную аппаратуру. Мелодии агрессивные, напористые, напряженные. По звучанию индастриал-музыка напоминает смесь электроники и рока. С одной стороны, это авангардная и экспериментальная музыка, с другой – провокационная по тематике и резкая. К слову, она звучит в картинах «Ворон», «Город грехов» и «Кокаин».
Индастриал можно рассматривать как движение, выступающее альтернативой массовой культуре и мейнстриму. Авторы сломали традиционное представление о музыке, расширив границы понятия. Они доказали: посыл музыки важнее ее формата.
Ольга Агнистикова