Март 19, 2024

«Ромео и Джульетта»: Трагедия, от которой не хочется плакать

Фото ТАТОиБ им. М. Джалиля

Версия для печати
В Татарском академическом государственном театре оперы и балета им.М.Джалиля представили балет «Ромео и Джульетта» в рамках 32-го фестиваля классического балета им.Рудольфа Нуриева.

Светлая трагедия

К удивлению многих, Шекспир был далеко не первым, кто обратился к сюжету о «Ромео и Джульетте», эта история была известна многим в те времена, и разрабатывалась не одним автором. Но Шекспир взялся за эту историю с жадностью, с любовью, он хотел показать миру двух молодых людей, для которых не существует барьеров. И теперь это самая известная трагедия в мире.

Шекспироведы называют его Ромео и Джульетту  последней трагедией эпохи Возрождения, ведь в финале на могилах своих детей два старинных, враждующих веками рода Монтекки и Капулетти, опускают мечи, наступает мир, и вся трагедия становится светлой, утренней, прозрачной.

Главные герои остаются живыми?

Несмотря на то, что одноименный балет ставился ранее, русский композитор Сергей Прокофьев решил создать свой, отличный от уже известного. Во многом к этому его подтолкнула судьба. Автор великой музыки к балету «Ромео и Джульетта» провел много лет в эмиграции, а вернувшись на родину, заметил, как сильно все изменилось, он словно попал в другой мир.

Так он вспомнил известную фразу из шекспировского «Гамлета»: «Век выпихнут, распалась связь времен». После этого Прокофьев, благодаря своей музыке, захотел связать те времена, когда он уехал с тем, когда вернулся. Так он взялся за написание музыки к известному произведению.

В голову композитору приходит идея: что если лирический балет «Ромео и Джульетта» закончить не трагедией, не смертями двух главных персонажей? Он хочет оставить в живых молодых, а почему бы и нет? Ведь в историях дошекспировских времен было и так. Но идея так и осталась идеей: публика к подобным экспериментам не была готова.

Новая музыка

Музыка нового века, которую так хотел создать Прокофьев, звучала тревожно, многие артисты балета не слышали, не знали и не понимали, как под это танцевать. А кто-то и вовсе говорил: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

Слух о странной музыке промчался по всей стране.  Но композитор был не преклонен. Он создает 3 сюиты к балету, которые звучат в симфонических концертных залах, позже добавилась еще одна – фортепианная. И вот с музыкой постепенно знакомятся, ее начинают понимать, однако ни в театре оперы и балета им.Кирова в Ленинграде, ни в Большом, за дело не берутся, к балету не приступают.

Ошеломительный успех

Но вот, в 1938 году в Чехословакии, наконец, прошла премьера балета «Ромео и Джульетта» с усеченной партитурой. Ставит его хореограф Иво Псота, который сам исполняет роль Ромео. Успех был триумфальный.

Только после этого, в январе 1940 года, в Ленинграде проходит премьера балета «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского, в главной партии была великая балерина Галина Уланова. Через 6 лет премьера также состоялась и в Москве. После этого стало ясно, что это та самая музыка, какая должна быть, кажется, что она существовала всегда, в ней отзвуки всего ХХ века, в ней Шекспир, в ней планета и Вселенная.

Фото ТАТОиБ им. М. Джалиля

Связь с Рудольфом Нуриевым

В 1965 году на сцене Королевского театра в Ковент-Гардене Нуриев исполнил роль Ромео в дуэте с Марго Фонтейн. А в 1972 году Нуриев выступил в качестве хореографа, усилив те мотивы, которые были важны Шекспиру и Прокофьеву, он по-своему связал эти два голоса и победил. Спектакль имел большой успех.

32-й международный фестиваль классического балета в Казани

В этом году роль главных героев исполнили солисты Берлинского Государственного балета: Джульетта – Ксения Овсяник, Ромео – Денис Виейра. Остальных героев играли ведущие солисты ТАГТОиБ им.М.Джалиля – Антон Полодюк, Олег Ивенко, Алессандро Каггеджи и др.

Балет был двухактный, поэтому все действия происходили быстро, не было затянутых сцен.

Джульетта – легкая, утонченная, в струящемся светлом платье; она буквально порхала на сцене. Беззвучные движения солистки Берлинского театра поражали, и только чуть слышный звук пуантов выдавал, что танцовщица задевает сцену. Ромео и его друзья Меркуцио и Бенволио  также приятно удивили: грациозность, величие было в их танце, па-де-де, па-де-труа выглядели увлекательно; хоть и не всегда выступающим удавалось быть синхронными, это нисколько не меняло общей картины.

Корреспонденту портала DragonNews пришлось стоять все 2,5 часа представления (а билеты на фестиваль раскупаются в считанные часы еще за месяц), но это не повлияло на впечатления.

Поражала красота движущихся декораций (горящие фонари на домах, легкий свет на стенах). Локации так четко сменяли друг друга, что было полное ощущение, что ты погружаешься в атмосферу того времени.

Оркестр под управлением известного дирижера Карена Дургаряна предавал балету жизнь, он озвучивал и внутреннее состояние героев, их переживания и радости. Любые, даже мелкие движения главных героев были озвучены оркестром так, что и без слов было понятно абсолютно все.

Зал ликовал! Выкрики «Браво!» и долгие аплодисменты еще долго звучали под сводами театра.

«Я была на балете 4 раза, 2 из которых в Москве. Мы долго спорили с сестрой: умрут ли Ромео и Джульетта в сегодняшней интерпретации. Да, они погибли, но нет грусти, только восторг!» – делится с корреспондентом одна из зрительниц.

Эмилия Шельпякова

Close
loading...