Июнь 17, 2019

«Баядерка» на Нуриевском – и вновь о любви без хеппи-энда

Фото: kazan-opera.ru

Версия для печати
В Татарском академическом государственном театре оперы и балета им.М.Джалиля в рамках 32-го фестиваля классического балета им.Рудольфа Нуриева был исполнен балет «Баядерка».

Балет «Баядерка» является знаковым в творческой карьере Рудольфа Нуриева, так как с этой постановкой в 1961 году 19 мая он дебютировал в Париже с Кировским театром. Тогда балет был известен только в СССР, поэтому в Париже исполняли только третий акт «Тени», который был для Нуриева абсолютным шедевром Петипа. 16 июня того же года перед посадкой в самолет, отправляющегося в СССР, он просит политического убежища в аэропорту Ле Буржэ.

В 1992 году во дворце Шарля Гарнье в Париже, где состоялся дебют Рудольфа Нуреева, случился и его прощальный выход с «Баядеркой». Этот балет стал для Нуреева отправной точкой в Париже, и весьма символично, что именно «Баядерка» стала и финальной.

Фото: kazan-opera.ru

Идея создания балета принадлежит Мариусу Петипа. Литературным источником являются драма Калидасты «Сакунтала, или Узнанная по кольцу» и баллада Гете «Бог и баядерка». Музыку написал Людвиг Минкус. Произведение похожее и непохожее одновременно на остальные истории о несчастной любви. Впервые оно было показано 23 января 1877 года на сцене петербургского Большого театра с Екатериной Вазем и Львом Ивановым в главных ролях.

Баядерки (с порт. «танцовщицы») – девочки, которых отцы жертвуют храму для того, чтобы получить благополучие и расположение богов. Кроме выполнения религиозных ритуалов и работ по уходу за храмом и его убранством баядерки обычно практиковали традиционные виды индийского искусства, связанного с религией. Баядерки обучались сакральному искусству танца и выступали, как храмовые танцовщицы.

Главными героями являются баядерка Никия (Екатерина Кондаурова) и храбрый воин Солор (Тимур Аскеров). Чтобы понять, чего стоит их любовь, авторы произведения дали им настоящее испытание. По ходу сюжета возникает любовный треугольник, который вызывает лишь сострадание, ведь, к сожалению, любовь и в реальной жизни часто не идеальна.

Чем же смогла Никия привлечь Солора? Она заметно выделяется от других баядерок и по тому, как выглядит, и как танцует. Однако, не только сердце храброго воина смогла украсть девушка, в восторге от нее находится и Великий брамин (Нурлан Канетов). Он признается ей в своих чувствах, но Никия отвергает его, так как ее сердце уже занято другим.

Любопытна реакция зрительниц на эти романтические перипетии – безответная любовь Великого брамина так же вызывает сострадание, ведь сердцу не прикажешь. Но человека определяет, в первую очередь, его человечность и вот тут понимаешь, насколько далеко может зайти отвергнутый, чтобы счастливый финал не испытал никто. Великий брамин, ослепленный ревностью, помогает убить девушку…

В третьем акте Солор видит сон со своей возлюбленной. Он все не может найти себе места в реальном мире, однако рядом с девушкой, которая стала для него такой далекой, он чувствует себя еще хуже, ведь проснувшись, он снова теряет ее.

Фото: kazan-opera.ru

К сожалению, четвертый акт этого балета не показывают. Однако, эта история заканчивается в духе «Ромео и Джульетты». Солор, не смирившись со смертью Никии, убивает себя, чтобы наконец-то стать ближе к баядерке. Здесь они уже будут вместе, и он ее уже не потеряет.

Ирина Фагальевна, одна из зрительниц Нуриевского фестиваля, интересно интерпретировала сюжетную линию «Баядерки»:

«Любовь, к сожалению, нельзя подарить, нельзя продать и нельзя человека заставить любить. Любовь можно найти только у самого себя в сердце, поэтому она не терпит поражений. Но она должна учить нас смирению. Да, для Великого брамина это был печальный опыт, но он убил из-за этого не только человека, но и его любовь. Вот о чем балет для меня – мы должны учиться терпению и смирению».

Лилия Гисматуллина

Close
loading...