Август 17, 2019

«Radio&Juliet», или Как на Нуриевском стереотипы ломали

Фото: vk.com/radioandjuliet

Версия для печати
«В 1998 году впервые танцевал в Казани, на Международном фестивале им.Рудольфа Нуриева!… Сегодня очень приятно заниматься уроком с труппой казанского театра и танцевать для казанского зрителя!» – написал в своем инстаграм-аккаунте Денис Матвиенко – исполнитель главной роли в постановке «Radio&Juliet».

В рамках 32-го Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева с 13 по 30 мая на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля артисты со всего мира выступали для казанцев и гостей города. Билеты были распроданы задолго до начала сезона. Нуриевский фестиваль по праву считается одним из самых любимых и долгожданных событий среди горожан, балетоманов и любителей искусства.

Увидев в афише название постановки «Radio&Juliet», автор этих строк,  недолго думая, согласилась осветить спектакль. При этом особо не заглядывая в великий интернет-справочник за аннотацией. Позже оказалось, что это было верным шагом. В одном из интервью художественный руководитель «А-Куб» Иван Журавлев как раз советовал зрителям прийти на спектакль с ясной головой, без предварительного изучения и каких-либо ожиданий, чтобы было «пространство для чистых эмоций».

Не увидев на сцене громоздких декораций, актеров без богемных костюмов, расшитых драгоценностями, признаться, была приятно удивлена минимализму. А дальше на сцене происходила сплошная магия.

Фото: vk.com/radioandjuliet

Что это было?

Камерный одноактный спектакль «Radio&Juliet» и следом за ним 20-минутная постановка балет Quatro. Премьера спектакля состоялась 14 лет назад в 2005 году на сцене Словенского национального театра Марибор. Балетмейстер – словенский хореограф Эдвард Клюг, для которого этот спектакль еще один способ поговорить со зрителем о любви.

В роли Ромео – Денис Матвиенко, единственный в мире обладатель четырех Гран-при международных конкурсов артистов балета. Роль Джульетты и других героев исполняют артисты балета мирового шоу «Великий Гэтсби». 6 мужчин и 1 девушка. В последовавшей затем постановке Quatro – 2 мужчины и 2 девушки.

Как это было?

Неожиданность современного подхода к балету на такой фундаментальной площадке, как классический театр оперы и балета. С самого начала зрителя погружают в атмосферу страданий, воспоминаний, искренних чувств прежде всего Джульетты. Перед началом спектакля концертмейстер задает зрителям один вопрос: а что если Джульетта была мертва еще до принятия яда?

Спектакль начинается. Черно-белое видео на сцене, утро Джульетты в кровати, чувствуется безысходность. По словам постановщиков, в этом спектакле важен, прежде всего, язык тела: актеры отыгрывают и раскрываются, «кричат» ломаными и рваными движениями, но их лица пусты. Позже во время спектакля они закроют лица масками. Ведь они все равно ничего не показывают.

В спектакле «Radio&Juliet» нет прямой линии повествования – это метания и воспоминания героини. Здесь и первый неловкий поцелуй, от которого герои буквально расцветают на сцене, чувствуется их трепет. Яркая битва между Тибальтом и Меркуцио. Но в чем прелесть данной постановки? Это максимальный уход от традиционного повествования и даже если зритель придет на спектакль, не зная названия спектакля, он поймет, о чем это. И возможно, узнает себя в тех образах…

Все это сопровождает музыка британской рок-группы «Radiohead». Стиль музыки определяют как альтернативный рок. В постановке использованы песни ранних альбомов «OK computer» и «Kid A». Ничто не перекрывает друг друга, а наоборот, движения тесно сплетены с мелодией, дополнительно раскрывая друг друга. На секунду задумываешься: «А может они создали эту музыку специально для этой постановки, чтобы мы потом смотрели завороженно на все это?»

Отсутствие живой музыки, темная сцена, черные пиджаки и брюки на актерах, корсет и шорты на Джульетте – все не так, как мы привыкли видеть. Но именно это и привлекает – новое и необычное. Полутемная сцена, темная сцена, иногда не видно лиц, одни лишь силуэты, все это сопровождает рок-музыка – полный крах стереотипов.

Фото: vk.com/radioandjuliet

Последующая 20-минутная  постановка «Quatro» – рассказ о жизни четырех людей и их возможном взаимодействии. На сцене живая музыка благодаря виолончели и фортепьяно. Музыка была специально написана для номера композитором Милко Лазаром.

Для кого это было?

За три года личных наблюдений за зрителями Нуриевского фестиваля сформировался определенный портрет публики. Основной зритель – взрослый человек, от 30-ти и старше. Из молодежи редко кого встретишь, чаще всего это школьники с родителями. Почему молодежь не ходит на спектакли в театр оперы и балета? Может, из-за стоимости билетов и сложности их приобретения, ведь нужно отстоять живую очередь и всегда быть начеку. А может, многие думают, что там скучно. Но возможно, есть и такие, кто боится не понять.

Так вот, уверена, эта постановка «зашла» бы моему поколению точно. После спектакля «Radio&Juliet» была слышна неоднозначная критика: «Не понятно», «Слишком странно», «Есть моменты хорошие, но не все». После второго спектакля «Quatro» все засуетились и несколько расстроились, что все так быстро закончилось.

Этот спектакль как несколько стадий влюбленности: знакомство, неприятие, влечение и головокружение, а затем все заканчивается. И каждый хотел уловить хоть еще одну секунду этого перформанса.

Дарья Черницына

Close
loading...