Июнь 17, 2019

Зажигательное фанданго исполнили в самом сердце Казани

Фото: kazan-opera.ru

Версия для печати
27 мая на сцене Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля показом балета «Дон Кихот» завершилась основная программа Нуриевского фестиваля.

Балет «Дон Кихот» – легендарная балетная классика на музыку Людвига Минкуса. Музыкальное сопровождение было написано специально для новой постановки, которую представили на сцене московского Большого театра в 1869 году. Ее осуществил балетмейстер Мариус Петипа. Он соединил в одном спектакле классический балет и народные танцы – испанские и цыганские. Поэтому на сцене не только встают на пуанты балерины, но и стучат тяжелые каблучки посетителей деревенской таверны, взлетают в воздух цыганские гитары и красные плащи тореадоров. Вслед за Петипа свою постановку «Дон Кихота» осуществил в 1900 году балетмейстер Александр Горский, обогатив балет новыми танцевальными номерами и музыкой.

С тех пор спектакль не раз дополнялся и «осовременивался», а в 2015 году художественный руководитель балетной труппы театре имени М.Джалиля Владимир Яковлев предложил свою, свежую версию балета, сохранив все лучшее от идей предшественников. Он ввел новые персонажи, изменил некоторые игровые мизансцены. По словам В.Яковлева, новая редакция бессмертного шедевра создана с большим уважением к балетным традициям. Обновленная постановка была представлена в Казани в 2015 году, на XXVIII Международном фестивале классического балета имени Рудольфа Нуриева. С тех пор «Дон Кихот» – визитная карточка фестиваля.

Фото: kazan-opera.ru

В.Яковлев в своей постановке попытался придать больший вес главному герою – Дон Кихоту Ламанчскому. В основе балета – две главы из романа де Сервантеса о приключениях хитроумного идальго. Престарелый рыцарь странствует по свету в сопровождении слуги – Санчо Пансы. В Барселоне они помогают воссоединиться паре влюбленных – Китри и Базилю.

Китри в исполнении Саши Мухамедовой (солистки Национального балета Нидерландов, дочери Ирека Мухамедова – в прошлом ведущего солиста Большого театра, с 1990 года – ведущего солиста Королевского балета Лондона) пленила зрителей нежностью и оттенила темпераментную игру Базиля (Леонид Сарафанов, Михайловский театр), который приковывал к себе внимание на протяжении всего спектакля. Их диалог в первом действии сменяет танец Уличной танцовщицы в исполнении Аманды Гомес и тореадора Эспады (Артем Белов).

Любовный пафос венчает сценический танец тореадоров – вооружившись алыми мулетами, они словно подзывают к себе воображаемых быков, чтобы потом убить их. Серьезность героев как нельзя лучше оттеняют комичные герои: Дон Кихот в исполнении Глеба Кораблева и Санчо Панса, роль которого феерически исполнил Фаяз Валиахметов (театр им. М.Джалиля). Санчо, как истинный плут и обжора, попадает из одной беды в другую, а хозяин не устает вызволять его. Смешон и престарелый сластолюбивый Гамаш, за него отец Китри хочет выдать свою дочь. Благодаря вмешательству Дон Кихота отец Китри все же дает согласие на свадьбу Китри и Базиля и благословляет пару.

Фото: kazan-opera.ru

Музыкальное сопровождение балета исполнил оркестр под управлением главного дирижера театра им. М.Джалиля Рената Салаватова. Художником-постановщиком выступил Виктор Герасименко (Москва). Незабываемым зрелищем стали сцены, дополненные видеопроекциями (художник по компьютерной графике – Даниил Герасименко, Москва). С их помощью зрители легко переносились с берега Адриатики в долину мельниц, а оттуда – в царство дриад, где Дон Кихот наконец встречает Дульцинею, прекрасную даму своей мечты.

«Дон Кихот» как явление театральной жизни существует уже почти 150 лет. Несмотря на внушительные цифры, в этой постановке почтенная классика хорошо сочетается с современностью, как нежный менуэт, на смену которому идет веселое фламенко, – а зритель от всего этого только в выигрыше!

Карина Аршинова

Close
loading...