
По сюжету 20-летнего студента Илью Горюнова (Александр Петров) подставляет молодой полицейский Петр Хазин (Илья Янковский), подбрасывая ему наркотики. Илью сажают в тюрьму на 7 лет. После освобождения он возвращается в Москву и понимает, что потерял все: маму (которая умерла, не дождавшись сына), любимую девушку, учебу в МГУ и, значит, надежду на престижное будущее. Еще в тюрьме Илья ждал встречи со своим врагом. Он находит Петра, но не для того, чтобы отомстить, а просто «посмотреть ему в глаза». Завязывается потасовка, и Илья убивает Петра после слов «Иди, маму навести».
Илья по-настоящему потрясен случившимся. Он оставляет у себя телефон жертвы и, читая его смс, просматривая видео, вскоре понимает, что у Петра, в отличие от него, была благополучная, красивая, хоть и негладкая жизнь. Случайно ответив на смску от лица Петра, он уже не может остановиться и словно проживает за него жизнь, попутно пытаясь выбраться из собственных проблем.
Зритель видит, что у главных героев много общего – заботливые родители, счастливые любовные отношения, стремление прожить «красивую» жизнь и поступать «хорошо». Но оба они в этом терпят неудачу. На Петра давит отец, генерал-майор, который вынуждает сына служить в отделе по борьбе с наркотиками, так как это «перспективно». Петр теперь сам вовлечен в этот преступный бизнес, более того, он погубил судьбу Ильи (и скорее всего, не его одного) и уже «приговорил» своего нерожденного ребенка, отправив любимую девушку (Кристина Асмус) на аборт. А Илья, которого поддерживала мать и у которого все сначала складывалось благополучно, жертвует всем, выручая свою любимую (Софья Озерова).
В фильме много деталей, приторно рисующих российскую глубинку: главный герой пьет много водки, постоянно курит, носит покупки в пакете «Русь», в конце концов, живет в панельном доме. Утрированная отечественная действительность отражена и в диалогах в виде регулярного мата (который при этом «запикан») и псевдо-глубоких тезисов. Возможно, весь этот набор и сыграл бы на атмосферу, если б работал в тандеме с другими актерами. Но рафинированный образ Александра Петрова, явно далекого от российской реальности, превращает эти инструменты в «клюкву».
Вообще, больше всего вопросов именно к персонажу Петрова. Главный герой в стагнации. Да, событийно он опускается на социальное дно, достигает классической «точки хуже некуда» (так сценаристы называют одну из обязательных составляющих драматического произведения), но это его не меняет, арка персонажа не вырисовывается. Горюнов стабилен: в начале фильма он непокорный мальчик, в конце фильма – непокорный мальчик постарше. Зато личность антигероя в картине раскрывается глубоко – он предстает как сложный персонаж, которого сломала то ли система, то ли родители, то ли все вместе. Регресс – это ведь тоже движение.
Фильм оказался непростым и для самих актеров. Так, Кристина Асмус на встрече с казанскими зрителями откровенно рассказала о съемках постельной сцены – та получилась максимально откровенная и натуральная, что редкость для российского кинематографа. Но фильм, конечно, вовсе не про секс. По мнению актрисы, его главный посыл заключается в том, что даже в самой адовой ситуации нужно оставаться человеком.
«Мне иногда короткую юбку или открытую одежду надеть тяжело, а тут такое. Мы снимали эту сцену в трехкомнатной квартире и, конечно, вся съемочная группа попряталось по комнатам – остались только мы с Ваней и Шипенко. Я вечно недовольна собой, поэтому для меня это был настоящий вызов», – рассказала Асмус.
В режиссерской интерпретации Клима Шипенко заметен также отсыл к истории журналиста Ивана Голунова, которого задержала полиция и пыталась обвинить в распространении наркотиков, однако благодаря резонансу в СМИ обвинения были сняты.
«Мистическим образом картина стала созвучной с историей Голунова. Более того, Шипенко и Голунов – одноклассники. Мы, конечно, были в шоке от этих совпадений», – признается К.Асмус.
Чисто технически плюсов у этой картины больше, чем минусов: отличная съемка, оправдывающая 120–миллионный бюджет, качественный видеоряд, мощный сценарный каркас, обилие контекстных деталей (а за «ружьями Чехова» всегда приятно наблюдать). Но в конечном итоге появляется ощущение, что ты посмотрел фильм, который мог бы быть очень хорошим, но не смог.
Возрастной рейтинг «18+»
Аделя Рахматуллина, Карина Аршинова