Работа над фильмом, к слову, заняла четыре года. Большая часть работы ушла на написание сценария, поскольку он переписывался ради соблюдения исторической правды и сохранения важных деталей биографии вратаря. Поэтому в правдоподобности картины во многом стоит благодарить вдову спортсмена Валентину Тимофеевну и драматурга Владимира Валуцкого. По словам режиссера, для Яшиной было очень важно соответствие внутреннего состояния героя чувствам прототипа. Именно она и их внук Василий Фролов внесли в сценарий наиболее значимые детали. Например, Валентина действительно целовала руки мужа «на удачу» – это была их собственная традиция. А внук Яшина помог восстановить точную копию значимых моментов из матчей «Динамо». Такие, казалось бы, незначительные детали придают фильму живость и искренность, что и вызывает интерес к картине, поскольку это дает зрителю увидеть намного больше, чем он хотел.
«Наши ворота на замке, когда в них стоит Лев Яшин»
22 октября исполнилось 90 лет со дня рождения футболиста Льва Яшина, который выступал в составе московского «Динамо» с 1950 по 1971 год, а также за сборную СССР с 1954-го по 1967-й годы. В «Динамо» он стал пятикратным чемпионом СССР и чемпионом Европы 1960 года. Согласно версиям ФИФА и МФФИИС, Яшин – лучший игрок ХХ века и единственный вратарь в истории, получивший «Золотой мяч».
Легендарный вратарь и невероятно скромный, обаятельный человек – Лев Яшин. За немыслимый талант и собственную манеру игры, Яшин в свое время получил немало прозвищ. Футболист всегда выходил на поле в черном, неизменно с буквой «Д» на груди, в честь чего он и получил прозвища «Черный паук» и «Черный осьминог».
Главную роль в ленте сыграл актер Александр Фокин. Отметим и то, что потренировать актера взялся внук Яшина, профессиональный вратарь Василий Фролов.
Что касается самого фильма, то зритель застает Льва Яшина в самом начале его карьерного пути. Молодой амбициозный парень, равняющийся на основного советского вратаря «Динамо» Алексея Хомича, доказывает тренерам собственное видение футбола. Перемещения по всей штрафной в противовес полной сосредоточенности на воротах – вот стиль Яшина, над которым откровенно посмеивались, пока не настала череда ярких побед и матчей без голов.
В пару с Фокиным встала актриса Юлия Хлынина, исполнившая роль супруги Льва Яшина. В фильме она предстает хрупкой женщиной, но с волевым и сильным характером, каковой, впрочем, и является сама Валентина Тимофеевна.
«А народ наш – только по праздникам добрый»
А вот главного отрицательного героя в фильме сыграл Ян Цапник. Именно после разгромной статьи его персонажа жизнь вратаря поделилась на «до» и «после». Предательство болельщиков и несправедливое обвинение СМИ, списавших неудачу сборной на чемпионате мира по футболу 1962 года на Яшина, который не покинул поле после сотрясения головы, здорово сбило с ног даже такого спортсмена. Вчерашнего кумира травили и унижали, совсем забыв о его блестящих победах. Убедившись, что люди сильно зависимы от чужого мнения и не готовы прощать промахи, Яшин ушел из футбола. Однако позже он нашел в себе силы, чтобы вернуться и добиться мирового успеха. Очень ясно показано в ленте, как важно любить своего кумира и в победах, и поражениях.
Эпоха – отдельный «герой»
Огромный плюс картины, отличающий ее от других – это ее стилизация под 60-е и отсутствие какого-либо пафоса. Лев Яшин был человеком скромным и не страдал «звездной болезнью», поэтому картина получилась очень искренней и настоящей, в которой все до мурашек. Настолько правдоподобно воссозданы 50-60-е годы, которые передают всю атмосферу того времени, заслуживают отдельного внимания.
Также, у создателей картины не было первостепенной задачи осветить спортивные достижения футболиста. Это не пафосная история ошеломляющего успеха, а рассказ о жизни, с ее взлетами и падениями, что спорт – это не только достижения, но еще и огромный труд, пренебрежение здоровьем и нехватка времени на личную жизнь. Этот фильм – пронзительная история об успехе, о семье, которая дороже всяких наград, о людях, которые живут футболом. Главная задача ленты – показать Яшина как личность со своими переживаниями и внутренним состоянием.
Историческая достоверность – один из приоритетов создания картины. Показать события за 20-летний период, собранные по крупицам, и воссоздать поминутно фрагменты реальных игр – немалый труд, ведь спортивные сцены часто обладают сильной эмоциональной нагрузкой, особенно для людей, живущих спортом. И даже постановочный прощальный матч вызывает сожаление – ведь даже самым блистательным историям приходит конец.
Ксения Семагина