Февраль 29, 2020

Итоги года «Парфенона»: активизм, мат, поэзия и наркотики

Версия для печати
В итоговом выпуске «Парфенон» на YouTube-канале журналиста Леонида Парфёнова обсуждались наиболее яркие события и главные фигуры уходящего года. Гостями прямого эфира 16 декабря стали рэперы Oxxxymiron и Noize MC, а также корреспондент интернет-издания «Meduza» Иван Голунов.

В прямом эфире Леонид Парфёнов в разговоре с героями выпуска подводил итоги 2019 года, обсудив с ними, что было и будет. Стоит отметить, что персонажи эфира не появлялись в кадре вместе с журналистом, поскольку их реплики записывались отдельно.

Первым героем года стал Фёдоров Мирон Янович, он же известный многим рэпер Оксимирон/ Oxxxymiron, который выступил в качестве гражданского активиста. Перед тем, как перейти к беседе, Леонид Парфёнов поделился своим впечатлением, касаемо артиста:

«За два дня до акции «Сядь за текст» мы встретились с Мироном Яновичем, я не понимал степени продюсирования всего проекта. И он мне объяснил, что и как это должно быть: мы должны были выбрать цитаты, которые я буду рассказывать, как мне нужно держаться на камеру, объяснил все правила игры. Приехав в эту огромную киностудию, которую, оказывается, он снял на свои деньги, я увидел, какое это масштабное мероприятие. В прямом эфире участвовало 80 человек. В их числе были «Баста», «Би-2», Илья Соболев, Александр Петров, Никита Кукушкин и другие».

Фёдоров находил разные формы деятельности для поддержки фигурантов «московского дела», а также всячески стимулировал других, чтобы ходили, обращали на это внимание, не упускали из виду и понимали, что это касается каждого.

Парфёнов отметил, что артист наложил на себя, что называется эмбарго, некий запрет на интервью с журналистами, поэтому отрывок с ним записали не как интервью, а как заявление для Парфёнова с некоторыми наводящими репликами из-за кадра.

 «Оказался втянут в водоворот событий. Честно говоря, не желая того особо. Я, конечно, не хотел. Хотел, как все нормальные люди лежать на диване, слушать музыку, писать её и прочее. Не то, чтобы кто-то меня заставил. Просто затянуло, потому что эстетически стало невозможно мириться с тем, что вокруг», – рассказал журналисту музыкант о том, как получилось, что он стал гражданским активистом.

Как отметил Оксимирон, началось всё в конце ноября 2018 года во время массовых отмен концертов артистов. Особо запоминающимся был арест рэпера Хаски в Краснодаре, где он провёл в изоляторе четверо суток. По инициативе Фёдорова в Москве был проведён концерт солидарности и протеста «Я буду петь свою музыку».

На протяжении непродолжительной беседы с рэпером Парфёнов удивляется, с каким креативом он подходит к освещению этих проблем: проводит спектакли с живой музыкой, созывает лучшие актёрские силы и другое.

 «Потому что иного рода язык, без креатива и прочего, сильно попахивает политикой в жестком смысле: лозунгами, какими-то маршами, демаршами. Приходится придумывать, изгаляться, иногда что-то из этого нелепо получается, иногда избыточно, иногда недостаточно. Я не берусь это критиковать, я тут человек новенький, но высказывание должно быть привлекательным. Стиль – очень важная штука. Даже в таких вещах».

Следующим гостем «Парфенона» стал музыкант Noize MC, который по убеждению журналиста, снял видеоклип года на песню «Всё как у людей», где звучит распев строчки хита Егора Летова. Вышло посвящение и Летову, и 2019 году, и всем нам.

Журналист также поинтересовался, считает ли музыкант себя поэтом, есть ли что-то общее у рэперов и литературных классиков, на что Noize MC ответил следующее:

«Это всегда скользкая тропа, назовёшь себя поэтом, и сразу появятся какие-то обязательства, насмешки, и всё это комом катится на тебя. Я работаю со словом, но в жанре, который хоть к поэзии близок, но им не является. Однако некоторые вещи на бумаге смотрятся, на мой взгляд, достаточно убедительно».

По мере интервью Парфёнов цитировал строчки из его трека, надеясь узнать их глубокий смысл.

«А девочка из конной полиции
с белым айфоном на белом жеребце
ждёт в Инстаграме лайка от принца
и ждёт от Чёрной Пятницы низких цен».

«Это зарисовка с натуры. Это то, что я видел на улицах Москвы, когда едут эти девочки на «лошадях», смотрят мило по сторонам, и тут же идёт толпа ОМОНа – это сильный образ, который зацепил меня всерьёз», – пояснил автор.

«Но ты давай вон спроси у своих детей
Где папа их нужней: в сводках новостей
Чтоб ноги об него вытирать по телеку?
Или в коридоре, чтоб сиденье поднять у велика?»

«Это абсолютно моя бытовая ситуация. «Сиденье поднять у велика» – я очень долго не мог этого сделать, потому что постоянно был в туре и нужно было сделать это давно. А когда наконец-то дошли руки, эта строчка пришла примерно в тот же момент».

Парфёнов вспомнил, что в прошлом годовом выпуске «Парфенона» при участии Юрия Дудя речь шла о том, что из-за рэп-культуры, Шнурова и самого Дудя, мат легитимизировался: «Матом теперь не ругаются, а говорят как в порядке вещей. Вы чувствуете на себе такую ответственность?».

«Я попадаю периодически в щекотливые ситуации, когда общаюсь со своими стремительно растущими детьми. Они были на моих концертах, но этой темы мы всерьез никогда касались. А тут я собираю их в школу, с утра готовлю завтрак и Миша, мой младший сын, ему 7 лет, спрашивает: «Пап, у тебя же в песнях есть матерные слова?». Я говорю: «Есть», и он мне говорит про мою песню «Из окна», где слово матерное заменил на «банан».

Музыкант отметил, что рэп приучил людей вслушиваться в строчки, чувствовать ритм. То есть он наблюдал, как происходила эволюция не только исполнителей, но и слушателей.

«Помню, я был на 1 курсе ещё. 2002-2003 год, в этот момент появилась группа «Каста», и многие люди говорили, что ни слова не могут понять, что они там вообще бубнят, что это за такой поток, в котором не успеваешь выцепить, где подлежащее, а где сказуемое. Со временем привыкли к такому темпу».

Вернувшись к вопросу о поэзии, Парфёнов и Noize MC обсудили творчество Маяковского и  Пастернака.

«У нас, по-моему, была одна какая-то потрепанная книжка Маяковского, которую я периодически пролистывал. Хотя каждый раз, когда дедушка видел меня с ней, он говорил: «Положи, чего ты читаешь его?». Он всячески во мне воспитывал любовь к чтению, но Маяковский до такой степени их бесил, однако с самого детства я был захвачен его стихами, его ритмикой, смелыми образами, нетипичными решениями. Он отличался от всего остального, да и по-прежнему отличается. Маяковский – важный поэт для меня. Я помню прекрасно все эти его агитационные стихи, но он же в них разочаровывался сам, это очевидно. То, что с ним произошло в итоге, мне кажется, это связно напрямую с тем, что он так сросся с системой».

Парфёнова заинтересовала тема Маяковского в разговоре с Noize MC, который гораздо моложе журналиста, но, оказывается, он знал об агитации поэта отчасти благодаря своему дедушке, очень начитанному с юности. Но, конечно, по советскому прошлому у него было отторжение от Маяковского как футуриста.

Последним героем программы стал Иван Голунов, журналист-расследователь интернет-издания «Meduza». Напомним, в этом году его имя прогремело в связи с громким делом по обвинению в хранении наркотиков.

Леонид Парфёнов поинтересовался, что теперь происходит с «делом Голунова».

«Хороший вопрос, мне тоже хотелось бы знать на него ответ, и я его пытаюсь задавать следователям, которые сейчас даже не отвечают на звонки. Я, собственно, пытался узнать об этом через суд, но в результате следователи решили засекретить дело после первого заседания суда. И все-таки судья добилась, чтобы ей были предоставлены все материалы дела, она их прочитала и отклонила мою жалобу на бездействие следствия, сказав, что оно идет активно».

Ближе к завершению прямого эфира, уже подводя итоги года уходящего года, подняв бокал вина, Леонид Парфёнов поздравил своих зрителей с наступающим новым годом, отметив, что 2019-й был насыщен множеством событий, поэтому в нём было развитие: что-то менялось к лучшему, а что-то к худшему.

Сауле Айтхожина, Есения Вотчинникова

Close
loading...